Зеркало Веласкеса

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ОСТАЁТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ЗАГАДОЧНЫХ И ГРАНДИОЗНЫХ ФИГУР РЕНЕССАНСА. ТО, О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ ЕГО КИСТЬ — НЕ НАЙТИ НИ НА ОДНОМ ДРУГОМ ПОЛОТНЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. СКАЗАННОЕ ОДНАЖДЫ ФИЛИППОМ IV: «НИКТО, КРОМЕ ТЕБЯ, ПИСАТЬ МЕНЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»1 ПРЕВРАЩАЕТСЯ ДЛЯ ВЕЛАСКЕСА В БОЛЬШУЮ УДАЧУ И БОЛЬШОЕ ПРОКЛЯТЬЕ. СЕВИЛЬСКОГО ЮНОШУ ЖДЁТ БОГАТСТВО, РЫЦАРСКИЙ ОРДЕН И… ОТСУТСТВИЕ ШИРОКОГО ПРИЗНАНИЯ. ЛЮБОВАТЬСЯ ЕГО ТВОРЕНИЯМИ МОГЛИ ЛИШЬ ИЗБРАННЫЕ ЛЮДИ, ИМЕВШИЕ ДОСТУП ВО ДВОРЕЦ. ВЕЛАСКЕС СТАЛ ХУДОЖНИКОМ, КОТОРОГО «ОТКРЫЛИ ЗАНОВО» ЛИШЬ В XIX СТОЛЕТИИ. ОТКРЫВ ЖЕ — АХНУЛИ. КАЖДАЯ КАРТИНА «ХУДОЖНИКА ИЗ ХУДОЖНИКОВ» ОКАЗАЛАСЬ ЗАГАДКОЙ. ОДНОЙ ИЗ БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ГОЛОВОЛОМОК, ПО СЕЙ ДЕНЬ ВЫЗЫВАЮЩИХ САМЫЕ ЖАРКИЕ СПОРЫ ИСКУССТВОВЕДОВ И ФИЛОСОФОВ, СТАЛО ПРОСТОЕ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ПОЛОТНО «МЕНИНЫ». УВИДЕВ ЕГО ВПЕРВЫЕ, ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ ВОСКЛИКНУЛ: «А ГДЕ ЖЕ КАРТИНА?!». НАСТОЛЬКО ПОРАЗИЛА ПОЭТА ЗЕРКАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННОСТЬ ТАИНСТВЕННОГО ПОЛОТНА.

Главные вопросы, вот уже четыре столетия занимающие умы эстетов: «Что за картину пишет художник?» и «Кто ему позирует?». Популярная трактовка картины появилась с лёгкой руки первых биографов Веласкеса. Долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины. На дальней стене мы видим зеркало, в котором отражаются Филипп и Марианна — родители инфанты Маргариты. Сама инфанта, в сопровождении фрейлин-менин, либо случайно заглянула в мастерскую, либо её привели для развлечения родителей.В этом случае изящная куколка-инфанта играет ту же роль, что и придворные карлики. Её высокое положение нивелируется. Инфанта — игрушка в руках родителей-монархов. С рождения — просватана, с первых шагов — затянута в корсеты и фижмы…

На смену первой и долгое время единственной версии толкования «Менин» приходит другая. Веласкес пишет ту самую картину, которую мы видим перед собой.

Художник изображает не людей — он пишет отражения, а его взгляд устремлён в большое зеркало. Королевской четы нет в комнате. На стене, за спиной Веласкеса, мы видим условный портрет Филиппа и Марианны, символически обозначающий их присутствие. Без него нельзя было обойтись, поскольку изначально картина носила другое название — «Familia» («Семья») и на ней должны были присутствовать все домочадцы, включая придворных шутов. Зеркало же находится там, где стоит зритель — то есть мы с вами. С философской точки зрения мы и есть «зеркало Веласкеса». Чтобы приблизиться к пониманию картины и выбрать для себя наиболее достоверную версию её трактовки, нужно погрузиться внутрь полотна. Давайте представим, что нас пригласили понаблюдать за работой живописца — и смело шагнём вперёд, забыв о той грани, что отделяет искусство от жизни.

1 Александр Македонский – художнику Апеллесу.

EXPERIENCE #1 

Веласкес пишет портрет королевской четы.

EXPERIENCE #2

Веласкес пишет зеркальное отражение инфанты и придворных.

Материалы
по теме