ИСТОРИЯ. «Сотворение Адама»

Искусство — это всегда соприкосновение душ. Творца и зрителя. Вас и вашего близкого, с которым вы делитесь впечатлениями после посещения музея, театра или кино. Человечество, ограниченное в наслаждении искусством на долгие месяцы пандемии, сейчас особенно остро ощущает потребность в прекрасном. В соприкосновении человека и искусства — человека и человека.

Давайте мысленно перенесёмся в Ватикан, встанем посредине прямоугольной залы Сикстинской капеллы и устремим взгляды вверх. Там мы увидим роспись, созданную Микеланджело Буонарроти: девять знаменитых фресок на библейские мотивы. В центральной части мы непременно заметим нечто знакомое — тянущиеся друг к другу руки, ставшие узнаваемым символом во всём мире. Перед нами знаменитейшая из знаменитых фреска Микеланджело — «Сотворение Адама».

Бог, пролетая над миром вместе с ангелами, устремляется навстречу первому человеку и протягивает к нему руку. Кажется, что Адам уже сотворён, — вот же он, лежит на зелёном холме, выглядит слегка утомлённым, но вполне живым. И всё же пока, по задумке художника, человек является незавершённым и несовершенным. Чего же ему не хватает?

«И сотворил Бог человека по образу Своему», — гласит «Бытие». Однако «образ» — не просто внешнее сходство. Это способность самостоятельно мыслить и творить. Вот чего не достаёт Адаму — об этом говорят его рассеянное выражение лица, слабое движение навстречу Творцу и лишённая энергии поза. Но скоро всё изменится.

Руки почти соприкасаются. Почти. Микеланджело останавливает мгновение, наполняя сердца зрителей предвкушением перемен. Пожалуй, если долго смотреть на просвет между пальцами Бога и Адама, можно услышать тихую барабанную дробь. Искра жизни вот-вот скользнёт с одной руки на другую, и произойдёт чудо: рождение души, разума, сознания. Неспроста некоторые исследователи полагают, что Микеланджело зашифровал в образе Творца человеческий мозг, выписав его с анатомической точностью. Здесь можно считать намёк на вселенский разум и предчувствие будущего: «Мыслю, следовательно, существую».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) — выдающийся мастер эпохи Возрождения: художник, скульптор, архитектор. Рождённый в обедневшей дворянской семье, Микеланджело, благодаря своему таланту, оказывается приближён ко двору Медичи и получает превосходное образование. Имя Микеланджело известно во всём мире и ассоциируется с фресками Сикстинской капеллы, статуей Давида, собором Святого Петра и другими выдающимися произведениями искусства.

Яркий представитель итальянского Ренессанса, Микеланджело страстно верил в человечество. Он считал, что способности к познанию и творчеству изначально заложены в каждом из нас и позволяют достигать безграничных высот. Быть не только сотворёнными, но и творящими. Микеланджело доказывал это на собственном примере. Так, когда он приступал к работе над фресками, мало кто верил в его успех — в то время Микеланджело ещё не имел опыта в росписи и был известен исключительно как скульптор. Но он не отказался от шанса проявить себя, дерзнул и за четыре года кропотливой работы создал настоящий шедевр. «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать человек», — писал поэт Иоганн Гёте.

Каждая фреска капеллы одухотворена гением Микеланджело, почему же именно «Сотворение Адама» больше других притягивает к себе? Это чарующее недоприкосновение понятно и близко каждому, без объяснений и трактовок. Мы чувствуем и узнаём здесь момент уникальной встречи, после которой всё изменится. Мы ставим себя на место Адама — и тянемся к тому, кто поможет нам стать лучше, сильнее, гармоничнее. Мы ставим себя на место Творца — и тянемся к тому, кто нуждается в нашем совете, опыте, энергии.

Главное: не отдёрнуть руку в последний момент.

Соприкоснуться.

Материалы
по теме