ИСКУССТВО КАСАНИЙ

«Картина для рукопожатий» © Йоко Оно, осень 1961/2020 гг.

Мы прикасаемся к предметам, предметы прикасаются к нам. Такие привычные движения: чайная ложечка размешивает сахар, расчёска скользит по волосам, перелистывается страница книги. Мгновение проходит и не останавливается.

Зато мы сами можем остановиться, ненадолго замереть и вглядеться в окружающий предметный мир. Тогда можно заметить, что прикосновение губ к краешку чашки похоже на поцелуй. Вскинутое покрывало, которым мы застилаем постель, напоминает взмах крыла. А повседневность раскрашена разными красками, не только серой.

В этой статье мы расскажем о художниках, которые видели красоту в самых обычных вещах, обнажали суть предметов и показывали: всё, чего мы касаемся, и всё, что касается нас, — прекрасно и важно.

Потому что за каждым предметом, в конце концов, стоит человек.

________________________________________________________________

Wolfgang Volz/christojeanneclaude.net

Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон 

Муж и жена, Христо и Жанна-Клод были союзниками не только в жизни, но и в искусстве. Их работы удивляли, казались странными, но неизменно влекли к себе. Самую известную их инсталляцию — здание Рейхстага, целиком накрытое тканью, — за две недели посмотрели более пяти миллионов человек. Заворачивать, обёртывать, скрывать — такой была их творческая манера. Пряча внешнее, они подчёркивали внутреннюю суть вещей. Заворачивая в «упаковку» журналы и печатные машинки, скульптуры и велосипеды, людей и целые острова, художники сбивали с объектов «привычность», позволяли взглянуть на них по‑новому и акцентировали их недолговечность. Недаром все работы Христо и Жанны-Клод существовали совсем недолго. Временный характер произведений был одним из ключевых художественных приёмов пары. «Я думаю, что нужно намного больше смелости, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, чем те, которые останутся», — говорил Христо. Прикосновение плёнки или ткани к предмету — словно прикосновение времени. Как ни горько это сознавать, всё в нашем мире постепенно испаряется, уступая место чему‑то новому, а затем уходит и оно. Это естественно, и в этом есть своя красота. Щемящая красота мгновения, которое не остановить, — и потому оно особенно ценно. Скрыть внешнее, раскрыть внутреннее.

1

2

3

4

1. Окружённые острова, залив Бискейн, Большой Майами, Флорида, 1980-1983 гг. Фото: Вольфганг Фольц © 1983 Christo

2. Завёрнутые деревья, Фонд Бейелер и парк Беровер, Риен, Швейцария, 1997-1998 гг. Фото: Вольфганг Фольц © 1998 Christo

3. Зонтики, Япония-США, 1984-1991 гг. Фото: Вольфганг Фольц © 1991 Christo

4. Обёрнутый Рейхстаг, Берлин, 1971-1995 гг. Фото: Вольфганг Фольц © 1995 Christo

________________________________________________________________

Йоко Оно

Долгое время она была известна всем лишь как жена и вдова Джона Леннона, и только в последнее десятилетие о Йоко Оно заговорили как о самобытной художнице. Мир искусства с удивлением открыл для себя её талант, а ведь сам Леннон изначально полюбил Оно именно за творческую смелость и неординарность… Одной из знаковых работ художницы стали «Инструкции», созданные на стыке литературы, скульптуры, живописи и перформанса. Йоко Оно придумала несколько заданий, побуждающих к действию. Благодаря этому зрители, пришедшие на её выставку, вмиг превратились в полноправных участников творческого процесса. Выполняя «инструкции», они рисовали, играли в шахматы, пожимали друг другу руки. И тем самым, по задумке художницы, становились чуть ближе друг другу. Самой простой и в то же время глубокой «инструкцией» Йоко Оно является работа под названием «Картина, чтобы забить гвоздь». Вы входите в зал, перед вами подвешена доска, лежат молоток и гвозди. Каждый, кто был здесь до вас, уже вбил в доску гвоздь, и каждый, кто придёт после вас, поступит так же. Вам остаётся лишь взять молоток и оставить свой след. Внести свой вклад. Эта концептуальная идея легко переносится на жизнь. Вне зависимости от национальности, социального статуса и мировоззрения — люди способны объединиться, и лучшим поводом тут служит общее дело. С помощью своего «экспоната», создаваемого посетителями выставки, Йоко Оно хотела напомнить всем нам: когда мы вместе — мы можем больше.

1

2

3

1. «Картина, чтобы забить гвоздь» © 1966-2020 Yoko Ono
2. «Добавь цвета (Спасательная лодка)» © 1960-2020 Yoko Ono
3. Потолочная картина "ДА картина" © 1966 Yoko Ono

________________________________________________________________

Анна Яцкевич 

Кажется, какая мелочь — всего лишь узор на чашке. Однако,вглядевшись, можно ощутить торжественность и нежность, гармонию и ритм. Можно увидеть созвездия, линии судеб и лучи прожекторов…

Посуда с «кобальтовой сеткой» — классика декоративного искусства и фирменный знак Императорского фарфорового завода. Эта роспись, впервые украсившая посуду в 1945 году, стала известной во всём мире после получения золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Увы, к тому моменту создательницы «кобальтовой сетки» уже не было в живых. Знаменитый узор придумала Анна Яцкевич — художница, жительница Ленинграда, блокадница. Вдохновением ей, как считается, служили полосы света от прожекторов, ищущих в небе фашистские бомбардировщики, а также бумажные ленты, которые жители клеили на стёкла окон , чтобы уберечь от взрывной волны. Все девятьсот страшных дней блокады Анна Яцкевич провела в родном городе: камуфлировала корабли, стоявшие у Невской набережной, фарфоровыми красками. А когда война закончилась и завод воспрял ото сна, Анна вместе с другими художниками вдохнула душу в тонкий, звонкий, белоснежный фарфор.

Кажется, такая мелочь — всего лишь узор на чашке. А на самом деле гимн свободе, красоте и самой жизни. И сегодня, касаясь губами чашечки с сине-золотым орнаментом, мы словно посылаем сигнал: никто не забыт, ничто не забыто.

________________________________________________________________

Такие понятия как «повседневность» и «обычность» на самом деле очень условны. Вот почему самые простые вещи зачастую привлекают художников. Показать уникальность того, что неуникально на первый взгляд, — вызов для творческого человека. Предметы, переосмысленные художниками, буквально обретают новую жизнь. При виде старых ботинок мы вряд ли испытаем трепет и задумаемся о судьбе того, кто их носил. Но когда мы посмотрим на те же ботинки, написанные Ван Гогом, они перестанут быть просто утилитарным предметом — в них появится искра необычности. Каждый из нас прямо сейчас может попробовать «режим художника» и посмотреть на окружающие предметы свежим взглядом. Прикоснуться к ним, ощутив прохладу или тепло, гладкость или шероховатость. Узнать, вспомнить или сочинить их историю. Потому что за каждым предметом, в конце концов, стоит человек.

Материалы
по теме