О дивный новый Instaмир

Без преувеличения, социальные сети—самая большая одержимость XXI века. И, как у любой одержимости, у неё есть светлые и тёмные стороны. Да, теперь людям проще общаться— и в то же время соцсети не могут заменить личную встречу и решить проблему одиночества. Да, нам всем стало легче находить нужные контакты, строить бизнесы, искать клиентов—но при этом на «зависание» в соцсетях уходит слишком много реального времени. Да, в сети каждый может создать личный бренд, заработать популярность, стать селебрити—и запросто потерять себя в погоне за лайками и фолловерами.

Чего больше в нашей соцсетевой жизни: позитива или негатива? Пожалуй, тут каждый решает сам. Абсолютно точно можно сказать одно: социальные сети—феномен. И этот феномен очень прочно вошёл в нашу жизнь. Вырвать с корнем, закрыть, запретить—не выход. Найти светлую сторону и пользоваться во благо—пусть не самое простое, но верное решение.

В 1835 году Владимир Одоевский написал фантастический роман, на страницах которого упомянул «домашние газеты». В них, утверждал писатель, люди будут вести переписку, обмениваться новостями, высказывать разные мысли и даже демонстрировать друг другу своё обеденное меню. Как видно, Одоевский довольно точно предсказал появление социальных сетей. А когда они появились на самом деле?

Как часто и бывает, прототип первой соцсети был разработан для военных нужд. Ещё в 1971 году, вскоре после изобретения интернета, армейские программисты научились передавать информацию с помощью компьютерной техники. Однако к более-менее современному виду социальные сети пришли двумя десятилетиями позже. Тогда американец Рэнди Конрадс создал сайт Classmates.com, с помощью которого любой желающий мог найти своих одноклассников или однокурсников. Люди высоко оценили возможность восстановить связи с теми, кто окружал их во времена юности. Classmates.com стал очень востребованным, что спровоцировало появление множества аналогичных сервисов. Каждый из нас прекрасно знаком с одним из таких аналогов—сайтом «Одноклассники».

Бум новых социальных сетей случился в начале 2000-х, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. Первый помогал в поиске деловых контактов, последний служил для общения студентов, а вот MySpace предлагал пользователям кое-что совершенно новое. Соцсеть с названием «Моё пространство» ориентировалась на молодёжь и открывала простор для творческой реализации: на своей страничке можно было вести блог, выкладывать фотографии, делиться аудио- и видеоконтентом. При этом пользователи получили возможность не просто творить, а демонстрировать свои достижения многомиллионной аудитории и мгновенно получать обратную связь. Неудивительно, что несколько лет MySpace была самой популярной социальной сетью в мире, но в 2008 году Facebook, перенявший всё лучшее у конкурентов, отобрал у «Пространства» пальму первенства. Детище Марка Цукерберга, сделавшее его самым молодым миллиардером в мире, долгое время находилось на пике популярности. Пока не пришёл Instagram.

Свежий, простой и заточенный под телефоны, Instagram был создан в 2010 году Майком Кригером и Кевином Систромом как социальная сеть для обмена фотографиями. Новое приложение сразу показало себя гибким и лояльным к изменениям: быстро добавились хэштеги, функция цветокоррекции, возможность снимать и выкладывать видео. За пару лет с момента создания в Instagram зарегистрировалось около 300 миллионов пользователей. Что же случилось дальше? Самое закономерное: приложение купил Facebook.

Постепенно «лицо» Instagram стало меняться, приобретая всё более искусственные черты. Если раньше приложение служило для быстрого обмена фотографиями—искренними, несовершенными и сиюминутными, то теперь оно стало инструментом для идеализации повседневности и демонстрации превосходства. Даже Кевин Систром, сооснователь Instagram, в какой-то момент признался: несколько дней он не мог заставить себя зайти в приложение и выставить свои фото, поскольку снимки не казались ему «особенными». Тогда разработчики попытались вернуть проекту немного былой искренности и создали Stories—15-секундные видео, исчезающие через 24 часа. В то же время было принято решение жёстко подстегнуть активность пользователей—так появилась алгоритмическая лента.

Вероятно, именно она стала самым важным и неоднозначным нововведением за всю историю социальных сетей. Теперь посты в ленте появлялись не в хронологическом порядке—алгоритм расставлял их, исходя из наших интересов и популярности автора. Это породило волну конкуренции, появились приложения по накрутке лайков и покупке подписчиков, а пользователи разделились на «успешных» и «неуспешных». Instagram заполонили штампы, формирующие иллюзию красивой жизни

«Главная проблема в том, что теперь каждый обязан быть знаменитостью»,—отмечает художница Амалия Ульман, известная своими мистификациями в соцсетях*. А любое обязательство, особенно возникшее на пустом месте и буквально из воздуха, всегда ведёт к давлению и стрессу.

В 2017 году Королевское общество здравоохранения Великобритании опросило около 1500 молодых людей с целью выяснить, как социальные сети влияют на их психическое здоровье. Из пяти соцсетей, выставленных на обсуждение, Instagram занял последнее место. У большинства респондентов он ассоциировался с тревогой, депрессией и одиночеством. Все негативные чувства были вызваны неосознанным стремлением сравнивать себя с другими. Даже понимая, что перед ними всего лишь отретушированная картинка, не отражающая реальную жизнь человека, молодые люди не могли избавиться от переживаний.

В таких случаях психологи советуют устраивать «разгрузочные дни»: хотя бы на время уходить из социальных сетей и с головой погружаться в реальность. Но не столько искать в ней позитивные моменты, способные отвлечь от отрицательного опыта, сколько создавать их самому. Проявлять доброту и внимательность по отношению к окружающим. Заниматься реальными и полезными делами, требующими приложения ума и рук. Чем сложнее период, проживаемый нами, тем больше тепла нам нужно генерировать. Впрочем, это полезно всегда, даже без интоксикации соцсетями.

Что же нас ждёт в будущем: ещё больше конкуренции, зависти, тревожности? Среди неутешительных прогнозов звучат и вполне оптимистичные. Некоторые учёные полагают, что следующий этап развития соцсетей—понимание собственных ошибок и создание новой комфортной среды. Возможно, это утопия, но подвижки в правильную сторону уже совершаются.

К примеру, специалисты из Массачусетского технологического института завершают работу над первой социальной сетью, в которой пользователи смогут делиться негативом. Здесь можно будет рассказывать о неудачах и сомнениях, просить совета и читать похожие истории. Предполагается, что такая соцсеть, во-первых, не будет травмировать психику картинками «красивой жизни» и «успешного успеха», а во-вторых, поможет в борьбе с депрессией и стрессом. Проект призван повысить уровень доверия между людьми и показать им, что они не одиноки в своих проблемах. Чтобы получить возможность присоединиться к новой социальной сети, пользователям нужно будет пройти специальный тренинг, направленный на развитие эмпатии. Остаётся только надеяться, что в моду не войдёт «мериться» несчастьями…

Важно помнить: всё плохое, как и всё хорошее, что есть в соцсетях, делают люди. Мы сами. Алгоритмы подстраиваются под пользователей. Блогеры идут на поводу толпы. Как и столетия назад, большинство хочет хлеба и зрелищ. Только хлеб теперь должен быть безглютеновый, испечённый собственными руками где-нибудь под Провансом и запечатлённый по всем законам Instaэстетики. Поэтому гнаться за числом подписчиков или лайков—бессмысленно. Всё равно найдётся тот, кто перегонит. Как показывает практика, место в условном рейтинге не гарантирует счастья. А вот любимая работа, близкие люди и добрые дела—могут.

* Амалия Ульман вела аккаунт от лица вымышленного персонажа—молодой актрисы, переехавшей в ЛосАнджелес. Когда число подписчиков достигло 90 000, художница рассказала, что все опубликованные ею посты были ложью. Благодаря своему проекту, по словам Ульман, она смогла «обнажить пропасть между изображением и реальностью и заставить людей задуматься об искусственности и значении лайков в интернет-коммуникации».

Материалы
по теме