Люди, которые дышат одним дыханьем

Когда вместе собираются единомышленники, одержимые одной идеей, на свет появляются самые искренние и нужные проекты. Так произошло с циклом фильмов «Дыша одним дыханьем». Каждый участник кинопроекта привнёс в него часть собственной души — потому что иначе и быть не могло.

О чём эти фильмы? О героях. О людях, прошедших Великую Отечественную войну и переживших блокаду Ленинграда. Для ESTEL, компании из Санкт-Петербурга, это отзывается особой болью в сердце. И особой гордостью — за них, героев, отвоевавших для нас счастливое будущее.

Пять историй. Пять судеб. Пять лет войны… И семьдесят пять — с тех пор, как она закончилась. Кажется, это было так давно. Но связь между поколениями, между ними и нами, прочна. Стоят города, продолжается жизнь, подрастают дети — и всё это благодаря им. Благодаря мужеству и самоотверженности наших предков. Об этом призван напомнить кинопроект «Дыша одним дыханьем». Слово съёмочной группе…


О ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ

Воспитать у молодого поколения достойное отношение к своей истории и к её урокам невозможно без сохранения памяти о Великой Отечественной войне, поэтому в год 75-летия Победы разрабатывалось огромное количество самых разных проектов. Это очень важно, ведь сегодня в интернете и СМИ существует большое количество материалов разрушительной для молодых людей тематики, принижающих историческое наследие нашей родины. Но как говорить с детьми о Великой войне? Ведь для них многое из того, что было само собой разумеющимся для старшего поколения, стало уже очень далёкой историей.

Мы думали, анализировали, искали такую форму рассказа об участниках войны и блокады, чтобы дети смогли почувствовать атмосферу той страшной и славной эпохи, чтобы передать «дыхание» того времени сегодняшнему поколению молодых петербуржцев, ведь наш проект прежде всего ориентирован на школьников, студентов — учащуюся молодёжь. Свою задачу мы видели в том, чтобы создать фильмы, основанные на реальных героических событиях из жизни известных людей, не сломленных войной и блокадой, судьбы которых не смогут оставить молодых людей равнодушными. Их яркая жизнь, порой даже один конкретный поступок, подвиг, могут стать для молодого человека примером для подражания, предметом гордости и уважения к своей истории. Тем более, что героям фильмов в годы войны было чуть больше, чем нашим сегодняшним зрителям.

Марина Барышева

Художественный руководитель и продюсер кинопроекта «Дыша одним дыханьем»

Дмитрий Чернецов

Режиссёр кинопроекта «Дыша одним дыханьем»


О ТОМ, ЧТО В КАЖДЫЙ ФИЛЬМ ВЛОЖЕНА ЧАСТИЦА ДУШИ

В процессе работы все герои стали нам как родные. То, над чем ты работаешь в данный момент, пробирает тебя до слёз, до мурашек. И так каждый раз. В каждый фильм вложена частица твоей души. Без этого ничего бы не получилось. Снимать кино с холодным сердцем невозможно, только пропуская всё через себя, через сердце, через душу. Как, впрочем, наверное, и в любом другом деле — хочешь, чтобы была отдача, отклик, сопереживание, — вложи свою любовь.

Свои испытания и трудности были в каждой работе. И это мы также связываем с особенной важностью и ответственностью той темы, к которой мы прикоснулись. Вот, например, фильм о лётчике истребителе, героическом защитнике ленинградского неба Василии Николаевиче Харитонове. Дело в том, что о нём, в отличие от других героев, не сохранилось вообще никаких архивных материалов. Весь семейный архив сгорел при пожаре. А в таких условиях документальное кино делать крайне сложно: тебе нужен зрительный ряд, а его неоткуда взять. Было буквально 4 фотографии и больше ничего, но, к счастью, нам очень помогла дочь героя Татьяна Васильевна Харитонова. Она пересказала нам воспоминания своего отца о той поре, а мы постарались переложить эти истории, используя возможности киноязыка.

А ещё производство фильмов сильно осложнили обстоятельства, связанные с пандемией, которая повлияла на возможности съёмочных экспедиций, проведение постановочных съёмок и реконструкций в Санкт-Петербурге. Поэтому в целом работа над этим киноциклом была очень непростой, но вместе с тем и очень интересной. Нам приходилось импровизировать, искать другие пути и решения, чтобы фильмы получились живыми и зрелищными.

Михаил Макаров

Оператор и фотохудожник кинопроекта «Дыша одним дыханьем»

Галина Ефимова

Идейный вдохновитель кинопроекта «Дыша одним дыханьем», президент общественного фонда «Петербургское наследие и перспектива»


О ПЕРВОЙ СЪЁМКЕ

Вы знаете, в год съёмок зима в Петербурге выдалась довольно тёплой. Но именно в дни, когда мы организовали съёмочную экспедицию в Санкт-Петербург для проведения постановочных реконструкций для фильма о Михаиле Боброве, температура резко упала. Дул сильный ветер, шёл снег. Погода и природа как будто решили испытать нас на прочность. Мы, конечно, все сильно промёрзли, ведь съёмочный процесс очень долог, но зато это помогло нам сильнее прочувствовать и передать атмосферу того времени, о котором шёл рассказ.

Мы снимали прямо на Петропавловке: поднимали на шпиль всё своё оборудование и реквизит. Это было довольно непросто. Шпиль действительно ощутимо раскачивается, и там реально очень холодно. Правда, во время съёмок было существенно менее морозно, чем в декабре 1941 года, когда в Ленинграде был небывалый мороз, доходивший до –40 °С. Но амплитуда раскачивания шпиля Петропавловского собора при сильном ветре была, по всей видимости, такая же, как и тогда. А ведь она достигает 1,8 м. И мы это очень явственно ощущали во время съёмок. Мы не переставали поражаться, как Михаил Бобров после ранения, в условиях голода, пронизывающего холода, периодических бомбардировок города смог осуществить маскировку шпиля Петропавловского собора, покрасив его на 122-метровой высоте?

Да, мы были там и снимали постановочные сцены и реконструкции с актёрами в реальных условиях внутри шпиля. Конечно, к самому ангелу мы не могли подняться — там могут работать только профессиональные верхолазы. Поэтому надо было придумать, как всё это достоверно воссоздать в фильме. Как неоднократно отмечали зрители, сделать это удалось.


О РЕЖИССУРЕ

Нам нужна была особая подача, ведь мы обращались в первую очередь к молодой аудитории. Спасибо Фёдору Степанову, нашему сценаристу, именно он нашёл интересный формат. Вся фишка в том, чтобы не пытаться охватить целиком биографию человека, а остановиться на ключевом моменте из жизни героя, когда он концентрируется, мобилизует все свои силы, и это приводит к каким-то значимым изменениям. И вот через эти ключевые точки, от первого лица, мы и раскрывали героев: динамично, плотно, современным языком. На самом деле изначально мы хотели сделать ещё более короткие фильмы, но истории были настолько интересные, что рука не поднялась их сократить. Вот это и диктовало динамичную режиссуру, активную и зрелищную подачу.


ОБ УДИВИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГЕРОЯ

Все герои и все эпизоды, конечно, очень интересные. Но, наверное, больше всех меня поразил Михаил Бобров, а точнее то, как он прожил всю свою жизнь. Она у него была настолько насыщенная, удивительная и яркая вплоть до самых последних дней. Он и на Северный полюс ходил, и на вершине Эльбруса был, и на шпиль Петропавловки поднимался аж до 90 лет. Современная жизнь, конечно, очень концентрированная, но до Михаила Михайловича многим очень далеко.


ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТЕ

Наверняка есть проекты, похожие на наш. Но, думаю, у «Дыша одним дыханьем» есть отличительная черта. Она в формате. Наши фильмы — нечто среднее между актуальной социальной рекламой, короткометражным и документальным кино. И это очень созвучно нашему времени: синтез жанров сейчас в приоритете. Вот, пожалуй, этим подходом мы и отличаемся.


О ПОТРЯСАЮЩИХ СУДЬБАХ

Без преувеличения нам выпала огромная честь поработать над фильмами о настоящих героях. Мы погрузились в то время. Эта работа принесла много самых разных эмоций. Каждый герой уникален, каждая судьба потрясающая. Самое грустное, что к моменту этого проекта мы уже не застали никого из них в живых. Тем не менее мы познакомились с их близкими, что позволило нам сформировать явное представление о наших героях. Это очень цельные личности, сильные духом, у них твёрдый стержень внутри. Наверное, это главное, без него ничего не получилось бы.

Вот тот же Василий Харитонов — лётчик-истребитель, герой Советского Союза. Какая удивительная судьба: в 19 лет попал на фронт, в 20 — стал героем Советского Союза! Такие звания просто так не дают. Насколько эти люди были настоящими и преданными. Они просто честно делали своё дело!

Или вот Михаил Аникушин… Ещё будучи на войне, он был абсолютно уверен в победе. Это какая непоколебимая вера и сила духа. Эскизы своих будущих памятников и скульптур он рисовал ещё на фронте, находил и запоминал лица, которые впоследствии воплотил в своих работах.

Отдельная история Ольги Берггольц. Голос блокадного Ленинграда… Это ведь божий промысел, не иначе. Через неё, через её голос Господь давал людям силы и надежду пережить те страшные 900 дней. И ведь надо было не просто выжить, не потеряв веру в свои силы. Они же ещё и на заводах работали, помогали фронту.

Я вообще считаю, что судьбы и характеры каждого героя проекта достойны большого кинорассказа. Каждая героическая биография может стать основой для полнометражного художественного фильма.

А ещё в том поколении было очень много сострадания. Всем было плохо, но никто не зацикливался на себе. Преодолевая собственную боль, лишения, проблемы, люди из последних сил старались помочь ближнему. Вот это ещё один посыл ныне живущим, который мы хотели отразить в нашем проекте.


ОБ ОПЕРАТОРСКОЙ РАБОТЕ

Конечно, разница между документальным и художественным
кино колоссальная. В документальном кино происходит своего рода наблюдение за происходящими событиями и жизнью героев в реальных условиях. И мы здесь не имеем права на вольную интерпретацию. Мы должны правдиво рассказать о том, что увидели, поняли и прочувствовали. И чрезвычайно важно установить контакт с героем, участником фильма, чтобы он тебе поверил, раскрылся, доверился.

Тут оператору, помимо того, что нужно профессионально владеть своим ремеслом, надо быть ещё и художником, и наблюдателем, и даже психологом в какой-то степени. В документальном кино мы проживаем жизнь со своим героем. Мы не можем быть безучастными к его судьбе, иначе смысла в этом нет.

А вообще у нас была довольно небольшая киногруппа по этому проекту. По сути, мы тут все были и операторами, и декораторами, и осветителями. Кстати, реквизит весь реальный. Наши герои были одеты в подлинную одежду военных лет — те же самые фуфайки, телогрейки и даже альпинистские ботинки. Надо было, чтобы всё было правдоподобно и не выглядело по-бутафорски. На мой взгляд, самое сложное в реконструкции — это соблюсти баланс.

С одной стороны, понятно, что это реконструкция. Но с другой, очень важно, чтобы она не резала глаз, чтобы у зрителя была возможность погружения в атмосферу того времени, возможность реального сопереживания тем людям, о которых мы рассказываем.


ОБ ОДЕРЖИМОСТИ

Отдельное спасибо я хочу сказать Галине Александровне Ефимовой. Это невероятная женщина. Без неё ничего не получилось бы. Она очень трепетно относится к культурному и историческому наследию Санкт-Петербурга, прилагая огромные усилия для его сохранения. Одним из её важнейших проектов является фестиваль «Почётные граждане Санкт-Петербурга», посвящённый выдающимся людям, вписавшим золотые страницы в историю и культуру города и страны.

В любом деле важна искренность и честность. Если человек к своему делу относится именно так, живёт этим, одержим этим, всё начинает крутиться и двигаться вокруг него и того, чем он занимается. Вот Галина Александровна из таких. Она хрупкая женщина, но это самый настоящий стойкий оловянный солдатик. В ней столько обаяния, теплоты, но вместе с тем энергии и силы. Столько лет она занимается почётными гражданами Петербурга. И она со всеми этими людьми дружит, общается, помогает: находит врачей, лекарства, организует необходимую помощь. Это всё неформально, по-настоящему, по-человечески, а не для галочки. И вообще, мне кажется, всё в этом мире держится на энтузиастах.


О СОЗДАНИИ КИНОПРОЕКТА

Мы подумали, что в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне было бы правильным рассказать молодому поколению о почётных гражданах Санкт-Петербурга, участниках войны.

Так родилась идея создать цикл короткометражных документальных фильмов, основанных на реальных биографических событиях. Строчка из «Февральского дневника» Ольги Берггольц послужила названием нашего проекта: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом».

Творческая группа проекта сняла 5 фильмов, героями которых стали: Михаил Бобров, Василий Харитонов, Ольга Берггольц, Юрий Тюкалов и Михаил Аникушин. Мы благодарны родным и близким наших героев, которые дали нам возможность прикоснуться к домашним архивам, фотографиям, поделились воспоминаниями о своих близких — это помогло нам не придумывать истории героев, а на основе этих материалов создать правдивые и оригинальные сценарии.

Я благодарна съёмочной группе, которая в сложных условиях проводила и постановочные сьёмки и находила материал в архивах, которые на тот момент были закрыты из-за пандемии. Нам помогали все: начиная с директоров музеев, заканчивая студентами и актёрами, которые принимали участие в постановочных сценах. И вообще оказалось много неравнодушных людей. Без них этот проект не состоялся бы.


О ТОМ, ЧТО ГЕРОЕМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ

Нам было важно показать, что никто из этих людей, никто из героев проекта «Дыша одним дыханьем», никогда даже не думал о том, что станет почётным гражданином Санкт-Петербурга. Они росли простыми ребятами, мальчиками и девочками, которые горячо любили своих родителей, город, Родину. Нам было важно донести мысль о том, что героем может стать каждый. Мне кажется, любая победа начинается с победы над собой. Человек должен научиться жить в том мире, в который он пришёл, познать себя, достичь гармонии с собой, природой и другими людьми.

Пока я готовилась к интервью, я пересматривала разные видео, и мне очень запала одна фраза Льва Евгеньевича Охотина, которую он произнёс на презентации нашего проекта: «Истории этих героев — это генетическая память народа. Это точка опоры, которая даёт нам направление в будущее».

Материалы
по теме