История, вселяющая надежду

«Дама с камелиями» А. Дюма

«Травиата» Дж. Верди

Дюма и Верди воедино

Слились, как два родных ручья.
Блистает солнце. Тает льдина.
Чья драма? Музыка к ней чья?

Игорь Северянин, 1923 г.

Произведения искусства часто рождаются из историй, которые на самом деле происходят с их авторами, герои имеют прототипы среди людей, а чувства персонажей отражают настоящие, пережитые кем‑то эмоции. Но не менее часто вдохновением для создания произведения служит… другое произведение.

Работая над романом «Дама с камелиями», Александр Дюма-сын опирался на свой, трагический жизненный опыт. А на создание «Травиаты», одной из лучших мировых опер, Джузеппе Верди вдохновил роман «Дама с камелиями». Оба этих произведения, вначале шокировав публику, постепенно были приняты и поняты. Они вселили в сердца людей надежду! Надежду на светлое преображение — как отдельной личности, так и общества в целом...

Прототипом героини Дюма явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси (её настоящее имя было Альфонсина Плесси), чья обворожительная улыбка, начитанность и элегантность привлекали к ней большое число поклонников… Писатель Эжен Сю, поэт Альфред де Мюссе, композитор Ференц Лист… Состоял в этой свите и начинающий литератор — Александр Дюма, сын прославленного автора «Трёх мушкетёров». Увы, любовные узы не могли существовать долго — виной тому было положение в обществе, которое занимала Мари. Порвав с возлюбленной, Дюма отправился в долгое путешествие по Испании. В его отсутствие Мари Дюплесси, давно уже страдающая от чахотки, навсегда покинула этот мир. Узнав о её смерти, Дюма немедля вернулся в Париж. Все те чувства, которые он испытывал к Мари — страсть, нежность, сострадание, преклонение — с новой силой захлестнули его. Он вспомнил: она так любила камелии, их тонкий, почти неслышный аромат… Уединившись в тихом отеле, писатель взялся за перо и создал роман «Дама с камелиями», а спустя некоторое время — одноимённую пьесу.

Афиша пьессы «Дама с камелиями» с Сарой Бернар. Альфонс Муха

Роман поразил достопочтенную публику! Он бросил вызов моральным устоям буржуазного общества, объявив во всеуслышание: «падшая» женщина может быть любящей, доброй, порядочной и возвышенной… Выпускать «возмутительную историю» на театральную сцену не спешили. Пьеса Дюма была запрещена цензурой. Но четыре года спустя, премьера всё‑таки состоялась — и имела ошеломительный успех. В тот вечер, в Парижском театре, историю Маргариты Готье (так назвал свою героиню Дюма) увидел итальянский композитор Джузеппе Верди. В тот же миг он почувствовал небывалое волнение, а следом — решительность: «Дама с камелиями» станет прекрасной оперой! Совсем скоро Верди приступил к работе, бесстрашно дав своему произведению новое, более провокационное название — «Травиата», что переводится как «падшая». Работая над оперой, композитор писал Ч. де Санктису (1 января 1853 г.): «Сюжет современный. Другой не взялся бы за этот сюжет из‑за приличий, из‑за эпохи и из‑за тысячи других глупых предрассудков… Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием». Но не только современность, острота сюжета манила Верди. Композитор мечтал создать оперу о величии женской души, никогда не теряющей веры, любви и надежды. «Виолетта (имя героини в «Травиате») не похожа на окружающих. Благодаря тонкому вкусу и какой‑то прозрачной красоте она находится как бы в стороне от событий и ступает по жизни, кажется, совершенно не запятнав себя»,— писал, уже в XX веке, известный оперный певец и режиссер-постановщик Тито Гобби. 

Дюма, познакомившись с «Травиатой», заметил: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей ”Даме с камелиями“. Но Верди обессмертил её». Да, история Мари — Маргариты — Виолетты стала бессмертной и вошла в сокровищницу мировой культуры. Романом Дюма и оперой Верди наслаждаются и вдохновляются по сей день. Они навсегда изменили взгляды и суждения многих людей — а значит, изменили наш мир. Всякий раз новый читатель или слушатель надеется на счастливый финал… затем испытывает светлую, пронизанную состраданием грусть… и вновь обретает надежду. Надежду на то, что любовь — вечна.

Мария Каллас в роли Виолетты

Материалы
по теме