Люди, которые строят пирамиды... Пирамиды ароматов!

Аромат — источник вдохновения, способ самовыражения, повод влюбиться или покорить чьё-то сердце, причина для мечтательной улыбки, а порой — возможность стать немного другим для себя и окружающих…

Бруно Шторп, фармацевт из Мюнхена

Ароматы сопровождают нас повсюду и, тем не менее, остаются волнующей загадкой. Откуда они берутся и почему так воздействуют на нас? Генрих Гейне считал, что ароматы — это эмоции растений, а Оскар Уайльд пытливо вопрошал: «Почему запах ладана настраивает людей мистически, а серая амбра разжигает страсти? Почему мускус туманит мозг, а чампак возвращает воображение?»

В связи с этим одной из самых интересных и загадочных профессий была и остаётся профессия парфюмера. Парфюмеры — почти всегда — остаются «за кадром», точнее — за брендом. Мы не знаем, чем они вдохновляются, как работают, какие ноты ароматов предпочитают сами. И не знаем, почему рукой, а вернее носом конкретного человека, при создании того или иного парфюма, выбирается именно «мускус», а не «чампак»…

Где и кем придумываются ароматы? Как в целом происходит процесс создания высокой парфюмерии? Что нужно, чтобы стать парфюмером?

Ответы на эти и многие другие вопросы нашлись в стенах старейшего и крупнейшего в мире ароматного дома — Drom Fragrances. Именно здесь, в специальных лабораториях, создавались ароматы всех парфюмов HAUTE COUTURE ESTEL.

Когда впервые попадаешь в Drom, ещё не знаешь, с какими масштабами столкнёшься.

Здание головного офиса, расположенное близ Мюнхена, утопает в зелени деревьев, из-за чего его размеры сложно угадать. Когда же оказываешься внутри, понимаешь: штаб-квартира Drom — огромное, полное жизни пространство, где всё продумано до мелочей и подчинено единой цели: создавать лучшие ароматы! Головной офис включает производство и склад, кабинеты парфюмеров, лаборатории, отдел маркетинга, evolution board (отдел изучения рынка), музей парфюмерии и многое другое… Но масштаб компании невозможно измерить одним, пусть и очень большим, зданием…

Более чем 100-летняя история. Более чем 450 сотрудников по всему миру. Локации в 43 странах. Производственная мощность 43 000 тонн в год. Полностью автоматизированное производство. Всё это — современный портрет компании Drom.

Но с чего же всё началось?

В 1911 году Бруно Шторп, фармацевт из Мюнхена, открывает небольшую компанию. Эта фирма, названная изначально именем владельца — «Bruno Storp» — производит и продаёт химическую, фармацевтическую и косметическую продукцию. Вместе с герром Шторпом компанией управляет его друг — доктор О. Мартенс, который спустя несколько лет покидает Германию. Чтобы увековечить имя близкого друга, Бруно Шторп решает поменять название своей компании. Начиная с 1921 года и по сегодняшний день фирма носит имя DROM — сокращение от «Dr. O. Martens».

Бруно Шторп стал собирать уникальные флаконы из‑под духов ещё в 1911 году. Музей парфюмерии Drom на сегодняшний день насчитывает более 3000 раритетных, от античности до наших дней, экземпляров.

Компания трепетно относится к своей истории. Здесь, в штаб-квартире, можно увидеть картины и скульптуры, созданные в начале XX века лично Бруно Шторпом… шкаф-витрину с изысканной резьбой, наполненную винтажными пузырьками…или совсем уж изумительное явление прошлого столетия: крохотный автомобиль Messerschmitt! Он тоже оказался здесь неслучайно: дело в том, что знаменитый Вильгельм Мессершмитт, авиаконструктор и инженер, приходился крёстным отцом нынешним владельцам фирмы.

Кстати, о владельцах. Drom остаётся семейным делом. В настоящее время владельцами фирмы являются братья Фердинанд и Андреас. Третье поколение семьи Шторп, чьим призванием стали ароматы — их понимание, изучение и производство.

На сегодняшний день компания Drom входит в первую десятку ароматных домов мира. В отличие от своих конкурентов, которые также производят пищевые ароматы, экстракты и сырьевые компоненты, Drom сосредоточила своё внимание на производстве ароматных композиций (ароматы для лосьонов, шампуней, гелей и многого другого).

Одним из самых важных направлений компании является высокая парфюмерия — этот сегмент занимает около 34 % всего производства Drom.

Зайдя с улицы в здание главного офиса, сразу чувствуешь: да, здесь живут ароматы. Разные, сладкие и свежие, они тонким флёром окутывают пространство. Постепенно к этому привыкаешь — как привыкли к этому люди, работающие здесь — но первое впечатление остаётся навсегда. Путь пролегает по длинным светлым коридорам. Внимание на себя обращают стеклянные витрины, заставленные разнообразной продукцией широко известных брендов: парфюмерия, продукты по уходу за волосами, гели, кремы... Сложно поверить, но именно парфюмеры Drom сочиняют отдушки для всей этой продукции! Они отвечают за ароматы, которые источают продукты известных брендов, и во многом способствуют росту их популярности на рынке. Ведь запах, после упаковки,— главнейший ориентир для покупателя. Мы берём в руки флакон, открываем его, вдыхаем аромат… Если он навевает нам приятные чувства, мы уже не ставим флакон обратно на полку — потому что не хотим расставаться с этими эмоциями, хотим испытывать их снова и снова… Именно это, говоря поэтическим языком, производит Drom: эмоции!

Заказчиков у компании немало, поэтому содержимое витрин с продукцией ежемесячно обновляется. Drom есть чем гордиться: на её счету — долгосрочное сотрудничество со многими корпорациями, модными домами и популярными брендами. Например, партнёром ESTEL Drom является уже более 10 лет!

У ароматного дома Drom есть клиенты, кажется, во всех уголках мира. Для удобства сотрудничества с ними компания из года в год открывает новые представительства. Именно поэтому не совсем верно называть Drom «немецкой фирмой». Филиалы и представительства компании имеются в Великобритании, странах Бенилюкса, Мексике, Египте, Сирии, Вьетнаме, Японии, Австралии, России… Производственные площадки Drom находятся в Германии, США, Китае и Бразилии. А главное, у компании есть пять равнозначных креативных центров — в Нью-Йорке, Париже, Мюнхене, Сан-Паулу и Гуанчжоу, — где работают парфюмеры.

Владельцы компании Drom братья Фердинанд и Андреас Шторп

Популярность компании Drom во всём мире обусловлена исключительно профессиональным подходом к делу и философией, которая звучит так: «Мы хотим сделать мир прекраснее!». Практическая реализация этого девиза состоит в разработке новых, качественных ароматов, которые влияют как на рынок, так и на настроение каждого покупателя.

Этой философии отвечает и просветительская и вдохновляющая деятельность Drom. Несколько залов в главном офисе компании отведены под Музей парфюмерии. Бруно Шторп стал собирать уникальные флаконы из‑под духов ещё в 1911 году. На сегодняшний день семейная коллекция насчитывает более 3000 раритетных, от античности до наших дней, экземпляров. Музей доступен для посещения сотрудникам и клиентам компании, а с недавних пор Drom также проводит выездные выставки в музеях мира. Эти выставки — настоящий эксклюзив! На сегодняшний день их состоялось всего три: в Нью-Йорке, Париже и, в 2014 году, в Венеции.

Компания Drom говорит со своими клиентами на самом универсальном языке мира — языке ароматов, то есть эмоций. Ароматный дом постоянно совершенствуется в этом языке: в стенах Drom идёт непрерывный процесс изучения и тестирования всевозможных новых парфюмерных композиций.

В главном офисе компании можно наткнуться на нечто удивительное. Например, на сушилку для белья, на которой действительно сушатся вещи. Заглянув в ближайшую комнату, можно увидеть ряд стиральных машин и женщину, загружающую бельё в барабан. А стоит пройти чуть дальше, и окажешься… в настоящем салоне красоты — с парикмахерскими креслами, мойками и зеркалами! Всё это — вовсе не мираж, а немаловажный элемент рабочего процесса. В «прачечной» тестируют отдушки для стиральных порошков и кондиционеров для белья. А в «салоне красоты», как нетрудно догадаться, проверяют ароматы шампуней, бальзамов и прочих продуктов по уходу за волосами. Все подразделения Drom — начиная с отдела маркетинга и заканчивая производством — служат единой цели: создавать лучшие ароматы для своих клиентов. Этой же цели служат и парфюмеры компании.

Парфюмеры Drom — её сердце и творческий эпицентр. Здесь уверены: успех компании на рынке — следствие высокой креативности её парфюмеров. Они профессионалы самого высокого класса и художники своего дела, создающие настоящие шедевры парфюмерии, признанные во всём мире.

Абсолютное большинство парфюмеров работают в компании Drom по много лет — вплоть до полувека.

Многие проходят в этих стенах путь от учеников к «юниор-парфюмерам» и далее — к «сеньор-парфюмерам» (парфюмерам, имеющим большой опыт работы). Интересно, что в компании проводят специальные курсы для сотрудников, желающих связать свою жизнь с высокой парфюмерией. Преподавателями в рамках этих курсов выступают опытные парфюмеры, которые уже не работают в компании по причине почтенного возраста.

Кабинет каждого парфюмера в Drom соседствует с лабораторией. Это — обязательный тандем. Парфюмер сочиняет композицию, записывает формулу и передаёт её своим помощникам. Они воплощают задумку и передают парфюмеру — на проверку. Опытный «нос» всегда знает, как в итоге должна звучать формула.

Парфюмер — несомненно, творческая профессия. Однако сочинение ароматов требует не только таланта, но и богатых познаний в самых разных областях. «Сеньор-парфюмер» обязан разбираться в сырье, культурах разных стран, психологии… В этом легко убедиться, стоит только вступить с парфюмером в разговор…

Valerie Garnuch, парфюмер компании Drom, создавшая ароматы для женских парфюмов HAUTE COUTURE ESTEL 2015:

«Я училась в парфюмерной школе во Франции. Это такая школа, в которой вас учат… нюхать. (Улыбается.) Ещё там учат работать с исходными материалами, с сырьём — на это уходит около двух лет. И конечно, мы изучали ботанику, химию, экономику. Потом была стажировка, которую я проходила во Франции в компании IFF (International Flavors & Fragrances Inc.— Прим. ред.), а после я поступила на работу в компанию Drom… и вот уже 23 года, как я здесь! Первые 2,5 года я занималась контролем качества, затем стала младшим парфюмером, после — парфюмером. Сейчас я специализируюсь на fine fragrances — утончённой парфюмерии.

Когда я была ребёнком, я часто гуляла по саду. Вдыхала ароматы, витающие там. Я помню аромат розмарина… ароматы всех цветов и растений, что были там… А ещё я очень люблю готовить. Так что мой интерес к запахам возник где‑то там: между садом и кухней.

В юности я углублённо изучала физику и биологию. Но потом я спросила себя: хм, хочу ли я дальше изучать эти предметы, хочу ли работать в одной из этих областей? Вначале я ответила: не знаю. Но потом, когда я узнала о существовании парфюмерной школы, всё встало на свои места. «Ох, ничего себе! — подумала я.— Почему бы мне не пойти учиться туда? Я могла бы стать парфюмером!» Но я не знала, смогу ли научиться этому. Мне казалось, парфюмерное мастерство — это что‑то такое, что передаётся из поколения в поколение. Когда твой дедушка — парфюмер, твой папа — парфюмер, твой дядя, а потом и ты становишься парфюмером… (Улыбается.) И всё‑таки я решилась и поступила в ту школу.

Всегда когда ты создаёшь аромат, ты добавляешь в него свои чувства. Любой аромат — это жидкие эмоции. В каждый аромат добавляется что‑то из твоего прошлого или настоящего, из твоего настроения, вдохновения — на которое, кстати, во многом влияет проект, над которым ты работаешь. Заказчик ставит задачу, задаёт направление — и я начинаю думать, какой типаж должен быть у этого аромата (древесный, цветочный, цитрусовый или какой‑то ещё) и какое сырьё подойдёт для того, чтобы раскрыть заданную тему. Не исключено, что другой парфюмер подобрал бы совершенно другое сырьё для воплощения данного проекта, потому что у него были бы иные ассоциации и чувства. Именно поэтому, как мне кажется, одно из главных качеств, которым должен обладать парфюмер, — это умение чувствовать. Ты должен быть свободным, не ставить себе каких‑то барьеров, испытывать много разных эмоций и не бояться их. Словом, быть очень открытым к миру.

Нужно постоянно исследовать новые запахи. Например, мне очень нравится, как пахнет имбирь. И мне нравится, как пахнет шоколад. Так почему бы их не соединить? (Соединяет руки и улыбается.) Кто‑то засомневается: «Имбирь и шоколад — вместе?!» А я отвечу: «Почему бы и нет?» Нужно быть вне рамок. Нельзя сочинить аромат, так сказать, сидя в коробке.

И конечно, чтобы быть парфюмером, нужно всё знать о материалах, о сырье. Нужно понимать, какие материалы дают фруктовый аромат. Какие — цветочный. Какие — древесный… Второй важный пункт — объёмы этих материалов, которые ты используешь. Много розы? Значит, отдушка будет слишком пахнуть розой! Но если добавить мускус, он нейтрализует эту обильную розу. И тогда мы получим наиболее круглый, женственный, чувственный и тонкий аромат. Другой парфюмер может поступить иначе — и, скорее всего, поступит. Он может оставить эту обильную розу, подумав, что это будет эффектно: пусть она буквально взорвётся в этом аромате!

Или добавить к розе зелени, чтобы получить более агрессивный аромат. Здесь всё зависит от темперамента парфюмера. Но чтобы выразить этот темперамент, выразить эмоции, нужно досконально знать материал, с которым работаешь! Например, я знаю около 2000 исходных материалов для парфюма: я знаю, как они пахнут, знаю об их стабильности, о пропорциях, о силе, о том, как они проявляются в парфюме. Некоторые из них простые. Например, тмин, розмарин, жасмин, роза. А другие — очень сложные, даже по названию, но когда ты нюхаешь их, они вызывают определённые ассоциации, и так их проще запоминать.

Самый простой аромат, на мой взгляд, цитрусовый. Потому что цитрусы — это то, что окружает нас каждый день! Чтобы почувствовать его, достаточно почистить мандарин или апельсин. Когда я сочиняю цитрусовые ароматы, я представляю себя дома. Наверное, поэтому для меня они — самые лёгкие для создания. (Улыбается.)

Вообще же фруктовые и ягодные ароматы имеют одну важную особенность. Нельзя, например, взять клубнику, опустить её в специальную машину и получить клубничное масло, которое потом станет составляющим элементом парфюма. Масло розы именно так и получают, с ним всё просто: собирают розы самых разных сортов, потом делают дистилляцию и получают масло. Но чтобы мне, как парфюмеру, создать клубничную или земляничную базу, мне нужно взять и смешать разные химические компоненты. Возможно, вы будете удивлены, но то же правило действует для всех фруктовых ароматов. Да, фруктовые ароматы создаются исключительно из химических компонентов, потому что натуральных исходных материалов здесь просто нет. Более того: с некоторыми цветами — та же самая история! Ароматы лилии, гортензии или сирени тоже создаются вовсе не из масел.

Любой аромат может состоять как из очень большого, так и из очень малого, буквально мизерного, количества компонентов. Стандарт — это 20–40 исходных материалов. Но никто не призывает следовать этому стандарту. Например, самая простейшая формула может содержать около 10 компонентов. В ароматах ESTEL их 40–45… А раньше, 30 или 40 лет назад, парфюмеры использовали гораздо больше компонентов: порядка 100–150 в одном аромате. С этими длинными формулами, как вы понимаете, довольно непросто было работать! (Улыбается.)

Пирамида аромата раскрывается постепенно. Верхушка, «начальные ноты» — это то, что вы слышите первым, первое впечатление от аромата. Для верхушки всегда используют цветочные, фруктовые или ароматы зелени. Сердце аромата — в нём обычно звучат цветы и пряные ноты, их не почувствовать сразу, они раскрываются в процессе ношения аромата. А в базу аромата всегда закладываются очень плотные, насыщенные ноты: мускат, ваниль, дерево. Это те исходные компоненты, которое проявляют себя через 2–3 часа.

Важно понимать, что, как парфюмер, я создаю аромат не для себя. Я создаю его по заказу, для клиента. Хотя, конечно, в нерабочее время, я могу создавать ароматы для себя, мамы, мужа, сестры. Я знаю, что им нравится. Знаю, что нравится мне. Поэтому создавать ароматы для себя и своих близких достаточно просто. Другое дело, когда работаешь с клиентом, с определённым брифом. Мне говорят: этот аромат должен воплощать Рождество. Или: этот аромат должен символизировать отпуск. Или: нам нужен нектарин, яблоко и, возможно, киви, а остальное — на ваше усмотрение. На основе этого я включаю свой креатив и составляю композицию из исходных материалов. У меня никогда не было такого проекта, чтобы мне сказали: создавайте, что душе угодно! (Смеётся.) Даже в самых свободных проектах, где можно проявлять весь свой креатив, всё равно есть некая основа, от которой ты отталкиваешься, есть концепция, которой ты следуешь. И даже в самых необычных проектах есть какая‑то основа. Однажды, например, я делала аромат на основе картины.

Кстати, когда заказчик говорит мне что‑то подобное: «Этот аромат должен символизировать отпуск», то, скорее всего, попасть в цель будет довольно трудно! Потому что отпуск заказчика — совсем не такой, как у меня! Я делаю аромат, вкладывая в него свои эмоции, затем показываю его клиенту, а он говорит: «Что это? Разве это отпуск? Нет-нет-нет, какой же это отпуск?!» (Смеётся.) Тогда мы начинаем обсуждать, пытаемся понять друг друга. В этом смысле с ESTEL было легко и интересно работать, был чёткий бриф, в основе которого лежала идея, что нужные ароматы — как две стороны женской души, женского характера. «Светлая» сторона и «тёмная», условно говоря: нежность и желание искушать. В этих ароматах я, скорее, пыталась показать ощущение — а не конкретный портрет. Например, думая над «светлой» стороной, я представляла себе райский сад — лёгкость, пение птиц, плеск прозрачной воды… Это было близко и понятно мне. И кстати, хотя бриф и был довольно-таки чётким, он оставил мне достаточно места для фантазии!

Новый мужской аромат для ESTEL создавала не я, а моя коллега. Но, конечно, мы с ней много совещались во время работы. Она спрашивала, каким я вижу мужской аромат, какие ноты, на мой взгляд, должны звучать в нём. Главным было добиться, чтобы все три новых аромата ESTEL сочетались между собой. Мы искали и, надеюсь, нашли гармонию между ними».

Несомненно, ароматы окружают нас повсюду. И чем они чудеснее, чем оригинальнее и чем изысканнее, тем ярче и прекраснее наша жизнь! Парфюмы HAUTE COUTURE ESTEL создавались лучшими профессионалами — опытными парфюмерами, беззаветно влюблёнными в свою профессию. Их тонкое понимание философии ESTEL, креативность и абсолютная преданность своему делу позволили создать по‑настоящему уникальные ароматы. Ароматы со своей историей…

Материалы
по теме