La Belle Poule: История одного шедевра

Есть вещи, которые переворачивают представление о человеческих возможностях. Шокируют и одновременно
вдохновляют. Великие полотна, с которых словно льётся свет. Скульптуры, которые выглядят, как живые. Или фантастические произведения парикмахерского искусства.

«Как такое можно придумать и создать?» —
этим вопросом задаётся каждый, кто хоть раз
в жизни собственными глазами видел шедевр.

На ESTEL.FEST 2015 этот вопрос звучал неоднократно. Чаще всего его можно было услышать на выставке, устроенной в фойе «Ленинградцентра », где главным объектом притяжения глаз и фотокамер стал удивительный парик — точная
копия знаменитого La Belle Poule,
выполненная мастерами Академии ESTEL.

Причёска под названием La Belle Poule была в моде всего несколько недель, но при этом — облетела весь мир и стала символом целой эпохи!

Это было время правления королевы-модницы — Марии-Антуанетты. Несмотря на тягу к экспериментам, она слыла иконой стиля, и во многом благодаря ей Франция стала всемирно признанной законодательницей мод. За безупречный стиль королевы, выражающий роскошь и изысканность, отвечали её многочисленные модистки и… всего один придворный парикмахер. Незаменимый Леонар Боляр! Именно он придумал для королевы причёску La Belle Poule, равно как и множество других
фантастических композиций, сформировав парикмахерскую моду своего времени.

Мария-Антуанетта с розой

Элизабет Виже-Лебрен. 1783 г.

На создание La Belle Poule Леонара вдохновила
победа Франции над флотом Англии в 1778 году. Причёска являла собой точную, хоть и уменьшенную во много раз копию одноимённого французского военного корабля, который словно «покачивался» на волне припудренных волос.

Вот как об этом писал Александр Дюма: «После
морского сражения генерала Клошетери, в котором неприятель был разбит наголову, появились причёски á la Belle Poule, женщины носили в своих волосах фигуру, представляющую фрегат. Такая изобретательность на головные уборы смело могла давать Леонару право на титул академика причёсок. <…> Леонар был гений в своём роде. Никому другому, как только Леонару, обязаны теми фантастическими причёсками, которые были в такой моде и вскружили всем головы; это были причёски самые необыкновенные, самые отчаянные…».

XVIII столетие можно смело назвать веком парикмахеров. Только с одним уточнением: в то время парикмахеры занимались в основном изготовлением париков. Однако это ничуть не умаляет их потрясающих достижений и находчивых придумок.

При Марии-Антуанетте в моду вошли невероятно сложные причёски, создание которых требовало от парикмахеров невиданного мастерства, фантазии и изобретательности. К тому же настоящий мастер никогда не должен был повторяться. Самокопирование было не в почёте и могло ударить по репутации парикмахера. Ведущий парижский журнал «Courrier de la mode» («Курьер моды») публиковал в каждом номере девять новых («трен-
довых» как сказали бы сегодня) причёсок — за год это составляло более 3700 уникальных моделей. Так что фантазии парикмахеров XVIII столетия можнотолько позавидовать!

Модные причёски создавались тогда не только и не столько из волос. Проволочный каркас, тюль, валики из шерсти, всевозможные украшения — от птиц и цветов до ветряных мельниц и парусников. Работая со всеми этими предметами, парикмахер выступал скорее декоратором, конструктором, изобретателем и художником. Оригинальность и сложность причёски обязательно подчёркивалась каким‑нибудь экзотическим названием: «Сильфида», «Голубиное гнездо», «Зодиак», «Сети любви»…

Причёска La Belle Poule

Каждую высокую причёску создавали часами, такая работа стоила недёшево, но главное — уникальная причёска дарила своему обладателю ощущение собственной неповторимости. Дамы (а иногда и кавалеры) ездили в каретах, высунув голову из окна,
потому что их причёски не помещались внутри.
Завсегдатаи Леонара были вынуждены носить
огромные капюшоны и клетки для защиты своих
причёсок. Клиенты парикмахера даже спали сидя, чтобы не помять своё главное украшение. Словом, модники XVIII столетия готовы были прибегнуть к любым ухищрениям, лишь бы надолго сохранить причёску — настолько ценной она была для них.

Невозможно представить, чтобы современный клиент так оберегал творение своего парикмахера. И невозможно представить, чтобы в моду сейчас, в наши дни, вошли невероятные высокие причёски а-ля Belle Poule. Сегодня мы ориентируемся на совсем другие эстетические идеалы, а творения Леонара кажутся чересчур экстравагантными, вычурными, избыточно-роскошными. Но если бы их не было, то не было бы и всего пути, который проделало парикмахерское искусство. Всех побед,
переворотов, прорывов. Истинное величие заключено не в застывшей форме, а в движении мысли.

Будущее не существует без прошлого, и каждый современный парикмахер, — кто опирается на опыт великих мастеров, работает в полную силу, мыслит свободно и идёт только вперёд, — сегодня определяет, каким станет будущее парикмахерского искусства.

Материалы
по теме