The Big Shave: Бритьё по крупному

Порой мы забываем о том, что какие‑то вещи или события имеют сакральный смысл. Каждый день или почти каждый день мужчина берёт бритвенный станок, наносит на лицо пену или гель и освобождает своё лицо от щетины. Бритьё — какая обыденная процедура ! Или — ритуал инициации, символ истинной мужественности, древняя традиция и целое культурное явление.

Столь важный процесс не раз находил своё отражение в искусстве. В литературе, фотографии, живописи, кинематографе … Режиссёр Мартин Скорсезе посвятил ритуалу бритья целый фильм — одну из своих ярких дебютных короткометражек. Глубокий символизм мужского ритуала позволил Скорсезе с помощью привычной процедуры выразить протест целого
поколения.

Режиссёр Мартин Скорсезе

Короткометражка Скорсезе « The Big Shave », переведённая у нас почему‑то как «Конкретная стрижка», была снята оскароносным режиссёром ещё в годы студенчества. Но в ней уже прослеживается авторский стиль Скорсезе. Сюжет кажется странным, и его смысл считывается не сразу: молодой человек бреется в ванной … порез … ещё порез … и ещё … Глядя на это, невозможно не испытывать физиологический ужас. Крупные планы, сосредоточенность на процессе бритья, белые декорации и тёмная кровь — всё это порождает напряжение, словно смотришь не артхаусную короткометражку, а триллер. Зачем же Скорсезе мучает своих зрителей ?

Фильм был снят в 1967 году и отразил то, что волновало в то время молодого режиссёра. С помощью образа, способного встревожить любого мужчину (о реакции женщины умолчим), Скорсезе выразил протест против вторжения американских войск во Вьетнам. В обыденной обстановке, за обыденным занятием с молодым мужчиной случается нечто пугающее. Тем самым Скорсезе заявляет: каждый молодой человек — под ударом. Каждого могут отправить на фронт, не спросив его мнения, и каждый может подпасть под очарование «настоящего мужского занятия» — войны — не зная, что его ждёт.

Бритьё — мужское дело, знак принадлежности к мужскому племени. Война (по крайней мере, с патриархальной позиции тех, кто развязывает её) — тоже своего рода «мужская работа», такой же знак мужественности. Совместив два этих символа, безопасное домашнее занятие и опасное кровопролитное дело, Скорсезе показывает зрителю, что мужчины находятся в зоне риска. В руках у героя короткометражки отнюдь не опасная бритва — обычный Т-образный станок. Но вполне безопасная процедура бритья, по задумке режиссёра доведённая до абсурда частотой повторения, наносит ощутимый вред герою. Юноша словно раз от раза пытается доказать, что он — настоящий мужчина. Такой же философией, во многом навязанной, руководствовались молодые люди, отправлявшиеся на фронт.

Именно от этого предостерегает фильм Скорсезе. На самом деле молодому человеку вовсе не нужно искусственно доказывать миру, что он — мужчина! Как только юноша начинает бриться, он уже вступает в лигу мужчин. Навсегда и бесповоротно. Говоря научным языком, происходит его инициация.

Мужчины 60‑х ассоциируются с чисто выбритыми подбородками. Мода на бороды, усы и тем более бакенбарды осталась далеко, очень далеко позади. Уже к 1920‑м годам растительность на лице обнаружила свою полную несовместимость с эстетикой века машин. В тренде — скорость, экономия времени и роскошь, доступная каждому. Сверхновые лезвия и сверхскоростное бритьё. Раньше мужчину от юноши можно было отличить по бороде. Теперь — по тому, начал он бриться или ещё нет.

Бороды и усы ещё вернутся в моду, ярко заявят о себе в 1990‑2000‑х годах и снова пойдут на убыль … Если же взглянуть на моду сегодняшнего, а лучше
завтрашнего дня, то можно сказать одно: кажется, гладкие подбородки и бороды наконец, примирились и теперь спокойно сосуществуют в одно и то же время. Потому что в тренде — индивидуальность, а не следование канонам, в том числе канонам протеста. В фаворе — стиль и уникальность, а не присутствие/отсутствие растительности на лице. Каждый выбирает то, что ему ближе. Тем не менее, процесс бритья остаётся тем, чем он и является — ритуалом инициации, символом мужественности, древней традицией и целым культурным явлением.

Материалы
по теме