Модные пространства: от начала до наших дней

Мысль находит отражение в стиле. Стиль ложится в основу пространства. Пространство, в свою очередь, начинает влиять на образ мыслей целого
поколения…

К категории особенных пространств, влияющих на мышление, в полной мере относятся современные салоны красоты. Сюда приходят не только за стрижкой или окрашиванием. Сюда приходят за модными веяниями, общением с мастером — экспертом в вопросах красоты, за погружением в творческую атмосферу...

Так было и раньше.
Но не всегда.

Карикатура, отражающая отношение общества к мужчинам-парикмахерам в начале XIX века

Салоны красоты прошли долгий путь развития.
Их предшественниками — но только условно — можно назвать цирюльни, в которых всегда царила мужская, брутальная эстетика: газеты, сигары, опасные бритвы. В то время как дамских салонов… не существовало вовсе. Трудно представить, но до конца XIX века большинство женщин в Европе делали причёски дома, а посещение парикмахерских — которые, чуть появляясь, быстро исчезали — считалось безнравственным и небезопасным.

Одна из первых дамских парикмахерских появилась в Париже, в XVII веке, а открыл её крестьянин по фамилии Шампань. К сожалению, салон его просуществовал недолго. В дело вмешалась католическая церковь, ведь месье Шампань делал нечто немыслимое: голыми руками трогал волосы женщин, и при этом без всякого надзора! Кто ещё способен на такое, как не порочный соблазнитель и плут?!

Общество и пресса (в газетах того времени писали, что Шампань в качестве оплаты принимает от посетительниц — что бы вы думали? — поцелуи!) поддержали священнослужителей. Идея дамского салона потерпела фиаско. После этого женщины ещё долго самостоятельно, в домашней обстановке, занимались созданием причёсок. Тем, кто был побогаче, помогали служанки. Те, кто в дополнение к богатству имел высокий статус, нанимали домашних парикмахеров.

Рекламный проспект, 1843

Перемены в парикмахерском деле наметились только тогда, когда в Париже, Лондоне и других больших городах начали открываться универсальные магазины. Звучит парадоксально, но шопинг стал важным этапом женской эмансипации! Торговые центры — как мы сегодня их называем — способствовали тому, что дамы начали появляться на публике без сопровождения мужчин. И парикмахеры поняли, что это — их шанс.
Первый официальный салон красоты заработал
в универмаге «Уайтлиз» в Лондоне. Следом и в других магазинах открылись парикмахерские. Вначале это стало приемлемым, а вскоре — модным.

Но были и такие смельчаки, которые не хотели сотрудничать с магазинами. Парикмахер Марсель Грато всегда верил в свою звезду. Ему хотелось создать своё, особенное пространство — и вскоре ему улыбнулась удача.

Марсель Грато и его гостья

Небольшой салон мистера Грато открыл свои
двери в 1870 году. Поначалу казалось, что открылся он лишь для того, чтобы пустовать. День считался удачным, если к мистеру Грато заглядывала хоть одна посетительница. Но парикмахер не сдавался: работал над собственной техникой завивки, встречал дам
с неподдельной радостью и надеялся на «сарафанное радио». И это сработало! Грато изобрёл «ондуляцию» — новую технику завивки волос с помощью горячих щипцов и расчёски. Клиентки пришли в восторг от такого нововведения — и по городу пошли слухи. А где слухи — там и звёзды (и наоборот). Завив волосы актрисе Джейн Хадинг, парикмахер привлёк внимание состоятельной публики. В итоге Грато так прославился, что клиенткам приходилось заранее записываться в его салон — невиданное в то время дело!

Скромная парикмахерская превратилась в модное пространство, а причёска стала менее важным «продуктом потребления», чем место, в котором она сделана. Именно заведение Грато можно считать точкой отсчёта для современных салонов красоты. Технические новинки и мода, салон и его владелец, отношения парикмахера и клиента — всё это буквально в один миг стало невероятно актуальным.

Завивка в салоне, Германия, 1929

Процесс создания причёсок раз и навсегда перестал быть «домашним» делом и перешёл в публичную сферу. Это вызвало внушительные изменения — как в индустрии красоты, так и в обществе. Люди, наконец, задумались о правах и свободах женщин: если дама вправе выбрать парикмахерскую, которую будет посещать, — то она вправе выбрать и правительство!
Салоны красоты стали стремительно
впитывать всё новое и передовое: больше ориентироваться на от-кутюр, искать вдохновение в искусстве  и по‑своему использовать научные открытия. Электричество, горячая вода, телефон, репродуктор — всё это не всегда можно было увидеть в доме богатого семейства, но почти всегда — в салоне красоты!

Внешнее и внутренне убранство салонов отражало меняющиеся интересы мастера и клиента. Появились общие, для дам и мужчин, парикмахерские. Арсенал мастеров пополнился электроинструментами (вначале они были громоздкими, комичными и опасными, но технический прорыв преобразил их до неузнаваемости — а вернее, до узнаваемости!).

Наконец, профессия парикмахера обрела престиж — ничуть не меньший, чем в знаменитую эпоху париков — и в салонах закипела творческая деятельность и модная жизнь.

В салоне красоты, 1930 г.

Салон красоты можно сравнить с мастерской художника или студией модельера: это пространство, в котором рождаются и воплощаются творческие идеи. Но есть и существенные различия. Парикмахерская мода — искусство, наиболее близкое человеку. Новая
коллекция кутюрье рождается в его ателье,
а демонстрируется и оценивается на подиуме.
Произведение искусства создаётся в мастерской, а показывают его в музее или галерее. Но причёска создаётся и демонстрируется сразу в салоне! Пространство
салона представляет собой место работы и место показа — а значит, именно здесь, в непосредственной связи творчества и ремесла, созидания и «потребления», рождается новый, наиболее свободный тип творческого мышления. Что ещё более интересно: это относится как к мастеру, так и к клиенту. Клиент
получает результат, но также чувствует свою вовлечённость в процесс, приобщается к моде, учится сам воспроизводить укладки, получает новые знания… А парикмахер употребляет все силы, весь свой опыт, понимание тенденций и стиля, чтобы продемонстрировать собственный талант — ведь судить о нём будут сейчас же, на месте.

Современные салоны красоты — истинные модные пространства XXI века. Это особенные места, которые несут в себе сразу две функции: делать клиентов ещё более красивыми и служить местом встречи прогрессивных людей.

Материалы
по теме