Совмещая должности заведующей кафедрой и творческого директора в Институте дизайна и искусств, Светлана Ванькович способствует росту профессионализма в сфере моды и искусства. Она верит: творчество и искусство меняют человека в лучшую сторону. Она уверена: соприкосновение с прекрасным помогает раскрыться личности и стать настоящим профессионалом — в любой сфере.

Светлана Ванькович является членом Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, входит в Международную Ассоциацию искусствоведов и критиков и вот уже несколько лет подряд состоит в жюри международного конкурса парикмахерского искусства «Звезда Эстель». Этот год не стал исключением.

Не жалея времени — учиться. Не теряя драгоценные минуты — участвовать в конкурсах! Постоянно пополнять знания и, с горящими глазами и сердцем, не бояться проявлять себя — таков, по мнению Светланы Ванькович, самый верный путь для творческого человека. Просвещение — залог успеха.

Как вы начали заниматься историей моды, исследовательской деятельностью ?

Моя первая специальность — моделирование костюма, в этой области я проработала 8 лет. В какой‑то момент стала задаваться вопросами: почему происходят те или иные изменения в моде, от чего это зависит ? Для того чтобы разобраться в этом, необходимы были знания в сфере истории и теории искусства, в области развития больших художественных стилей. 

Знаете, долгое время считалось, что следует изучать лишь высокое искусство : живопись, скульптуру, архитектуру. А прикладные виды искусства оставались на втором плане. Серьёзно заниматься наукой о костюме в советское время было почти бесперспективно. Сам термин мода имел некоторый негативный оттенок. Но я всегда была другого мнения по этому поводу. Я предполагала, что мода должна развиваться в контексте эволюции художественного стиля эпохи. Поэтому я и поступила в Академию Художеств ( СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина ) на искусствоведческое отделение. Хотя науке о моде тогда почти не уделялось внимания, свою кандидатскую диссертацию я защитила по историческому костюму, что было, насколько я знаю, впервые в Академии Художеств. 

В последние десятилетия взгляд на изучение прикладных искусств, моды и дизайна изменился. На парикмахерское искусство, кстати, тоже, поскольку причёска, грим — это неотъемлемые составляющие всего костюма в целом. Такая ситуация не может не радовать, потому что она способствует гармоничному развитию художественного образа человека.

 13 лет назад мне представилась счастливая возможность организовать и возглавить кафедру истории и теории искусств в СПГУТД. Естественно, что основной научный интерес для нас представляет именно история костюма и теория моды. Эта область знаний чрезвычайно важна для российской модной индустрии. Ведь заниматься практической модой, не исследуя теоретический аспект, совершенно невозможно !

Сложно было начинать ?

В целом, нет. Сложно было собрать коллектив — на это нужны были годы. Но очень помогла моя академическая дружба, профессиональные связи, а главное — желание подобрать профессионалов-единомышленников. Сейчас у нас работает 26 человек — это довольно солидный научно-профессорский состав. Мы сегодня являемся единственной кафедрой в Петербурге, где готовят специалистов в области истории и теории моды на всех ступенях образования — бакалавриат, магистратура и аспирантура. На кафедре преподают представители всех крупных музеев города : Этнографического, Русского, Эрмитажа. Это очень хорошо, потому что студенты знакомятся с уникальными возможностями этих сокровищниц культуры и могут приходить туда на практические занятия. Очень плодотворно сотрудничаем с Эрмитажем. Большим достижением последних лет является подготовка и осуществление проекта Музея истории костюма в Государственном Эрмитаже, так что надеемся увидеть полную экспозицию ещё при жизни. ( Смеётся.)

Несмотря на тот факт, что я занимаюсь изучением моды, мне вообще свойственен пассеизм. Я предпочитаю старину, люблю антиквариат, в каждой стране с азартом посещаю блошиные рынки.

Что легло в основу учебного процесса ?

Всё‑таки основой является академическая подготовка в области классического и современного искусства. Как бы ни говорили, что Академия Художеств консервативна, но базовые знания необходимы. Ну а впоследствии — мой научный интерес и профессиональный опыт. Я очень люблю путешествовать, мои профессиональные знакомства со специалистами в области истории и теории моды не ограничиваются рамками города или страны. Помогает большой опыт выступления на международных конференциях, проведение публичных лекций. Очень большую роль сыграло моё раннее знакомство ( в начале 1990‑х гг.) с Александром Васильевым — человеком энциклопедических знаний и невероятного обаяния. Он очень вдохновил и поддержал меня. И, что очень приятно, мы дружим до сих пор. Раньше он не был так сильно занят в телепроектах и, приезжая в Петербург, читал циклы лекций в нашем Университете по 3‑4 дня. Это имело колоссальное значение для наших студентов и преподавателей.

Каково ваше мнение об отечественных брендах в области моды ?

Среди них есть успешные, но их не так много. Сейчас вообще сложно достичь успеха в модной индустрии — мир стал очень непростой. Особенно заметны проблемы этой отрасли в России. Но мы не должны останавливаться. Мы должны учить и готовить кадры, несмотря ни на что. И, если говорить о стратегической образовательной политике ESTEL, то эта компания развивается в правильном направлении. ESTEL проводит конференции, лекции по тенденциям моды, организует профессиональные конкурсы, фестивали и т. д. По сути, компания берёт на себя функцию обучения мастеров и повышения общего уровня профессионального состояния отрасли.

Насколько, на ваш взгляд, парикмахерская индустрия связана с модой ?

Они совершенно неразрывны. Костюм вообще предполагает комплексное восприятие : причёска, грим, одежда, аксессуары и даже манера поведения. Существует самостоятельное направление в изучении особенностей развития причёски, её истории с древних времён до наших дней. Этот раздел, в контексте общих тенденций моды, мы, кстати, тоже преподаём студентам на кафедре. Ведь в моде всё взаимосвязано, все события окружающей жизни в той или иной степени отражаются в модных тенденциях — политика, экономика, катаклизмы, конфликты … Вот, например, эпоха 1960‑70‑х гг., стиль хиппи. Он распространился в музыкальных предпочтениях, причёсках, одежде, мебели, стиле жизни … Сейчас мы изучаем период хиппи как пройденный этап, и кажется, всё понятно и логично. Это помогает понять ретроспективные процессы, происходящие в современной моде. Но делать это нужно обязательно, так как для развития индустрии моды это является очень важной проблемой. Для этого и работают бюро стилей в различных странах — они прогнозируют модные тенденции на 1‑2 года. Не всегда точно попадают, но, тем не менее, такая теоретическая деятельность для практики необходима. Если бы кто‑то мог предсказать моду на пять лет вперёд, это была бы поистине бесценная информация для бизнеса.

Мода и искусство — как роли распределяются между ними ?

Безусловно, искусство старше моды. Большие художественные стили в искусстве влияют на развитие модных тенденций. Но не всё так однозначно просто : нельзя сказать, что в этом году именно живопись или архитектура повлияла на тенденции моды. Причинно-следственные связи глубже и разнообразнее. Например, сейчас по прошествии столетия, мы можем говорить, что такое уникальное явление, как советское авангардное искусство, оказало колоссальное влияние на моду XХ-ХХI вв. Причём не только на отечественную, но и на мировую.

Архитектура, на которую мы смотрим, музыка, которую слушаем, мамины наряды и шлейф её духов, который помним с раннего детства. Искусством можно « лечить » даже запущенный случай …

А что в моде сейчас ?

Уже на протяжении нескольких лет мы наблюдаем ретроспективный штиль. Все ждали, что новое столетие провозгласит глобальные изменения в моде и стиле. Но пока этого не произошло. А вообще мода резко меняется после войны или масштабных катаклизмов. Масштабные войны 1812‑го или 1914‑го — яркий тому пример. Аналитики рассуждают о том, что третья мировая война перевернёт представление о культуре, моде и мире вообще. Но не хотелось бы, чтобы это случилось. Пусть лучше всё происходит эволюционно !

Ретроспектива может иметь новое прочтение ?

Новое прочтение наблюдается тогда, когда включаются новые технологии. Поэтому сейчас все активно работают над материалами. В последних коллекциях ведущих Домов моды, прежде всего, представлены интересные предложения в тканях, сложнейшие текстуры, уникальные отделки. Их невозможно повторить. В этом как раз и заключается поиск нового образа грядущей моды.

Какая ваша любимая эпоха ?

Несмотря на тот факт, что я занимаюсь изучением моды, мне вообще свойственен пассеизм. Я предпочитаю старину, люблю антиквариат, в каждой стране с азартом посещаю блошиные рынки. Мой научный интерес — это XIX век, недавно вышла моя монография о моде этого периода. Но я люблю прошлое, и в ещё большей степени проецирую эту любовь на современную жизнь. Воспринимаю каждый новый день как подарок.

Как русское искусство повлияло на формирование моды ?

Если говорить о советском периоде, то в первую очередь, это советский авангард — о нём мы уже говорили. Если говорить о более раннем периоде, то до 1917 года Петербург вообще называли второй столицей моды. В эпоху Петра Первого был взят курс на европейский стиль. И уже концу XVIII века русских дам на портретах нельзя было отличить от француженок или англичанок. Развивались мануфактуры, строились города. В истории, конечно же, нет сослагательного наклонения. Но, если бы не случилось 1917‑го года в России, то, возможно, и не было бы такого застоя в моде. Ведь и выдающиеся российские модельеры были. Например, Надежда Петровна Ламанова — наконец, о ней сейчас заговорили.

Вы несколько лет подряд являетесь членом жюри конкурса « Звезда Эстель ». Как вы оцениваете этот проект ? Расскажите о ваших наблюдениях.

Конкурс, безусловно, сейчас актуален. Это достояние не только организаторов ( им отдельное спасибо ), но и огромного числа участников-профессионалов из разных стран. Я знаю, что на конкурс приходит много заявок, и те участники, которые выходят в финал, уже в каком‑то смысле являются победителями. Ведь « Звезда Эстель » — это ещё и обучение. Молодые специалисты работают рядом с признанными мастерами и перенимают их бесценный опыт. В целом мои наблюдения таковы : конкурс год от года становится только лучше. Это меня очень радует. Стиль работ меняется — за этим всегда интересно наблюдать. Подход тоже меняется — участники всё больше внимания уделяют созданию полного художественного образа. Когда мастер продумывает всё до мелочей, делает свой выбор, учитывая общую культурологическую составляющую — это всегда работает на высокий результат.

Вы постоянно общаетесь с представителями современного поколения. Что вы можете сказать о них, какие они ?

Не могу сказать, что современное поколение сильно отличается от предыдущего. Разве что технических « игрушек » в их жизни больше. Студенты все очень разные. Как и во все времена есть яркие личности, а встречаются и посредственные ребята. Меня, например, восхищают студенты, которые знают три-четыре иностранных языка. Это хороший билет в профессию. Или ещё есть такие студенты, которые днём учатся у нас истории и теории моды, а в вечер- нее время постигают практику дизайна костюма или парикмахерского мастерства. Это замечательные примеры : совместить знания ремесла и искусства. Или, например, студенты, которые приходят к нам в магистратуру после экономического факультета. У них отлично всё получается, ведь они понимают, как считать, как продавать, что и как рекламировать в модной индустрии. Все сферы нашей жизни связаны с модой — искусство, ремесло, менеджмент, экономика, политика. Чем шире кругозор, тем больше успех. Так что учиться нужно всегда.

А вы учитесь ?

Всю жизнь. Честное слово ! Ведь одну и ту же лекцию нельзя читать одинаково. Меняется время, появляются новые факты, включается собственное видение той или иной проблемы. Вот недавно были с коллегами в Милане. Обошли все выставки и музеи. Побывали и в новом музее Armani. Прекрасный пример экспозиции коллекций современного дизайнера. В музее собраны самые лучшие его модели за весь период существования фирмы. Очень рекомендую. Я его работы вообще очень люблю : в моде, в интерьере, в дизайне. Или совсем свежий пример — в конце июня открылась выставка работ Вячеслава Зайцева в Эрмитаже. Всем специалистам советую смотреть, думать, анализировать и гордиться нашим соотечественником.

Когда мастер продумывает всё до мелочей, делает свой выбор, учитывая общую культурологическую составляющую — это всегда работает на высокий результат.

Насколько важен индивидуальный стиль ?

Индивидуальность — это вообще хорошая черта, во всём, и в стиле тоже. Индивидуальный стиль в костюме не зависит от количества потраченных денег, он напрямую связан с интеллектуальной стороной персонажа. Сейчас в современной моде вообще большое внимание уделяется индивидуальному стилю. Но не всё так просто, этому надо учиться и желательно с детства. И вот мы опять возвращаемся к образованию. Учиться надо всему : воспринимать произведения искусства и смотреть фильмы, слушать музыку, выбирать одежду, приобретать мебель, формировать свой жилой интерьер. Ведь в ИКЕА тоже можно покупать мебель, почему нет ? Просто не надо покупать там всё « от » и « до ». Надо учиться комбинировать. В этом и проявляется индивидуальный вкус.

Можно ли воспитать вкус ?

Скажем так, его можно корректировать. Вообще вначале всё воспитывает семья, окружение. Это происходит поэтапно, но чем раньше — тем лучше. Архитектура, на которую мы смотрим, музыка, которую слушаем, мамины наряды и шлейф её духов, который помним с раннего детства. Искусством можно « лечить » даже запущенный случай … Посещение музеев и театров, чтение книг — да-да, в эпоху технического прогресса ! Потому что никакой технический прогресс не способен превзойти роль культуры, которую создало человечество за весь период своего существования.

Другие
интервью