Перевернуть представление о том, чего женщина может достичь в эстрадном искусстве. Создать галерею ярких образов — весёлых и грустных одновременно, абсолютно живых и всегда узнаваемых. Стать своей для миллионов зрителей в России, Украине, Беларуси, Израиле, США… Всё это — о Кларе Новиковой.

Клара Борисовна Новикова - комик, драматическая актриса, телеведущая, автор книги "Моя история". Лауреат премии "Золотой Остап" и обладательница Кубка Аркадия Райкина. Народная артистка России.

Аркадий Райкин, Джордж Карлин, Энди Кауфман, Роман Карцев, Михаил Жванецкий, Джим Керри… Кажется, мир юмора, во всём его многообразии, принадлежит исключительно мужчинам. Почему? Ответ на этот вопрос не могут дать даже сами комедианты. «Если вы женщина-комик, вас еженедельно будут спрашивать, почему так мало женщин-комиков. Заранее приготовьте карточки с ответами, это сильно сэкономит ваше время»,— отшучивается стендап-комик Зои Лайонс. Женщина в разговорном жанре эстрадного искусства — действительно редкое явление. Но можно посмотреть на это под другим углом. Редкое — значит эксклюзивное.

Аншлаги на концертах, миллионы поклонников, эфир на главных каналах страны — история Клары Новиковой подтверждает, что женщина может достичь успеха в разговорном жанре эстрадного искусства.

КЛАРА НОВИКОВА: Мне бесконечно задают вопрос о том, почему в жанре эстрады так много мужчин и так мало женщин. Я никогда не знала, как ответить. Я не первая, были потрясающие женщины-юмористы. Были! Просто я — одна из первых, кто представил свой сольный концерт на телевидении.

Вообще женщины имеют преимущество даже, например, мне кажется, женщина может быть в юморе смелее, чем мужчина, потому что она всегда может сказать: «Ну, я не знала, что это неприлично, поэтому и сказала». Мужчина, который не знает, — дурак. А женщина — нет. Она — наивная. (Смеётся.) Я говорю очень откровенные вещи со сцены. Всегда. За счёт того, что могу сделать так: «Ой, правда? Так нельзя? А я и не знала!»

Мне всегда хотелось победить в эстраде косность, уйти от типичного образа женщины-матроны на сцене, и мне кажется, что‑то у меня получилось. Образ, с которого я начинала,— это такая романтичная, наивная, искренняя и не знающая жизни героиня, которая попадает в нелепые ситуации. Мне всегда было что сказать в юморе.

И я ни на кого не хочу быть похожей. Каждый человек должен быть самим собой

Клара Новикова стала знаменитой артисткой не благодаря чему‑то, а вопреки. Её родители были далеки от артистического круга. В юности будущей звезде эстрады пришлось преодолевать не только внешнее сопротивление (девушка-комедиант — для многих это звучало как нонсенс), но и внутреннее, рождённое строгим воспитанием и природной застенчивостью. Сейчас трудно представить, что артистка, снискавшая всенародную любовь, когда‑то стеснялась… даже своего цвета волос!

К. Н.: Я с рождения была очень-очень рыжей девчонкой. И очень стеснялась этого… Однажды мой одноклассник пришёл на мой сольный концерт в Киеве и сказал: «Слушай, я в школе не помню твоего голоса, но помню цвет». 

Вообще всё, что в моей жизни произошло, — это благодаря тому, что я должна была побеждать свою застенчивость. Сколько себя помню, уже с двух-трёх лет, я хотела быть артисткой. Когда я в детстве читала стихи на публике, я чувствовала себя… другой. Свободной. Очень хочется выходить на сцену. Для этого всё преодолеешь.

Благодаря твёрдости характера, чувству юмора и неуклонному желанию следовать своей мечте Клара Новикова не бросила сценическое искусство. Даже напротив: получив артистическое образование в Киеве, выиграв конкурс, она отправилась оттачивать мастерство в Москву. Обучение в ГИТИСе, походы по известным московским театрам... 

Благодаря мужу она оказалась в кругу талантливых людей: Марка Розовского, Аркадия Арканова, Григория Горина, Петра Фоменко. Это стало для неё настоящим подарком судьбы. Подарком, который она заслужила своим упорством и талантом.

К. Н.: Талантливые люди всегда тянутся к талантливым. Так часто бывает, что люди с определённым взглядом на мир объединяются. Вот, например, взять нас с Лилией Киселенко (модельер из Санкт-Петербурга — прим. ред.). Мы недавно посчитали, сколько же лет мы знакомы… такие цифры просто нельзя называть! У меня есть её платья, сделанные ещё из ткани питерской мануфактуры, где Лилия начинала свой путь художника.

Ещё во время учёбы Клару Новикову приглашают на работу в Москонцерт, и она довольно скоро приобретает известность среди ценителей эстрадного жанра. Полностью оправдывая свою фамилию, она предлагает публике нечто новое: монологи, выделяющие её среди других юмористов, и харизматичные образы, вызывающие бурю эмоций. Одним из таких образов становится образ тёти Сони, созданный в творческом союзе с драматургом Марьяном Беленьким. В колоритного персонажа, обладающего своим взглядом на жизнь, своим стилем и интонациями, публика влюбляется сразу и надолго.

К. Н.: Тётя Соня — абсолютно живая. Родилась она в Советском Союзе, но живёт и сегодня, рядом с нами.

Когда я выхожу к зрителям, это всегда интерактив. Я с ними разговариваю о том, о чём сегодня говорят. Я смотрю новости, читаю газеты. В каждом городе я спрашиваю, что у них происходит. Чтобы тёте Соне был повод поговорить. (Улыбается.) Она интересуется всем на свете и потому не стареет. Наоборот! Она как раньше жила полной жизнью и во всё пыталась вмешаться и всё понять, так и сейчас. Хотя она повзрослела, конечно. Например, у неё появилась такая, знаете, тонкая нежность. Об этом она любит поговорить сегодня. Не о политике. Хотя если что‑то происходит, она знает. Тут ляпнет, там словечко ввернёт. А потом скажет: «Если я шо‑то не так сказала, извините!» 

Тётя Соня может говорить всё, что думает. Я разрешаю ей говорить всё! Это я от себя какие‑то вещи сказать не могу. Но меня уже так соединили с моим образом, что иногда я говорю в жизни то, что могла бы сказать моя тётя Соня. Знаете, она столько за эти 25 лет наговорила всего, что иногда я просто её цитирую.

Клара Новикова стала тем, кем мечтала — одной из любимейших и популярных женщин-юмористов. Но не остановилась на этом. Как и на сцене, в жизни у Клары Новиковой — много разных амплуа. Она комик и драматическая актриса, телеведущая и писатель, мама и бабушка. Она с успехом выступает на сцене театра «Гешер», снимается в кино, продолжает радовать своих поклонников репризами. И с присущей ей искренностью рассказывает в интервью, что мало спит, потому что много работает.

К. Н.: Бывает, ко мне подходят люди после спектакля и говорят: «Послушайте, вы же замечательная драматическая актриса, почему вы не играете в театре?» Но ведь на эстраде я тоже играю драматические роли. Причём за один концерт я могу их сыграть шесть! Это мой маленький театр, мои пьески, мои образы. И мой особый партнёр — зритель. Только эстрада позволяет быть настолько открытой, ведь тут для меня нет четвёртой стены. А в театре всё иначе. Там у меня партнёр — актёр… Вот, например, прекрасный дуэт у нас сложился с Лёней Каневским… Театр и эстрада — разные, но нельзя сказать, что одно предпочтительнее другого.

И я выбрала себе такую профессию, где нельзя комплексовать

Идти своим путём, ни на кого не оглядываясь и никого не копируя — самое главное для творческого человека, будь то актёр, режиссер, стилист, писатель… Клара Новикова доказала это на собственном примере. Проделав путь от кружка художественной самодеятельности до сцен столичных театров, она и сегодня продолжает двигаться вперёд, получая наслаждение от творческого процесса.

К. Н.: Как можно прийти в профессию, как не бояться, какой огромный путь я прошла и продолжаю проходить — обо всём этом мне хотелось рассказать. И я рассказала — в своей книге. Это моя жизнь. И я ни на кого не хочу быть похожей. Каждый человек должен быть самим собой. Меня жизнь выточила такой, какая я есть. И неважно: правильно — неправильно. Она меня всё время вела: в одну сторону, в другую, через разные события — хорошие, плохие, радостные… Но главное‑то: это моя жизнь. Мой опыт. 

А вообще книжку меня заставил написать муж — Юрий Зерчанинов. Он был талантливым журналистом, очень требовательным человеком, но при этом с невероятной внутренней свободой. Я‑то не писатель, поэтому мы с ним сели вместе, и я стала наговаривать эту книжку. Помню, сказала: «Можешь редактировать, но моя косноязычность должна остаться. Это должно быть, как я».

Чувство юмора позволяет оставаться всегда современным, улавливать ритм жизни и с предельной точностью выявлять все её стороны. А выявляя — помогать преображению. Монологи талантливых комиков вызывают не только смех, но и заставляют задуматься. А это — первый импульс к тому, чтобы что‑то менять.

Комик по сути ничего не придумывает — он тонко улавливает, выделяя самое острое, самое значимое, вечное. Гротеск и гипербола — только приёмы, которые ещё ярче высвечивают истину. Талантливый юморист всегда чуть больше, чем юморист.

Это человек, который с помощью комедии обнажает суть вещей. Для которого за смехом всегда стоит глубокий смысл.

Как и многие другие творческие профессии — парикмахер, модельер, художник — профессия комедианта меняет взгляд человека на самого себя, на других людей и на всё окружающее. Дарит эмоции и преображает мир!

К. Н.: Артист и парикмахер — очень похожие профессии. Они творческие. Они публичные. И они позволяют совершенно иначе видеть людей, позволяют разбираться в людях, в характерах и психологии. А ещё работа парикмахера — это важная составляющая работы артиста. Потому что артист — это образ, и парикмахер может повернуть образ актёра в самую невероятную сторону, вытащить из него истинное «я». Как мне сказал сегодня Андрей (Арт-директор ESTEL Андрей Пулин — прим. ред.): «Вы хулиганка, и я хочу это показать». Он абсолютно прав! Я именно так себя и чувствую, я такая и есть, пусть даже это кого‑то смущает… Знаете, у творчества нет границ.

Другие
интервью