Искусство перфоманса

Добавьте в театральную постановку элемент модного показа. Или к дефиле добавьте немного кинематографа. Что у вас получится? Самый актуальный, острый и вечно молодой вид искусства на стыке искусств. Перформанс.

Модный перформанс, появившись ещё в прошлом веке, на сегодняшний день по‑прежнему остаётся авангардным явлением, требующим от творца смелости и понимания законов искусства. Одни Модные дома не боятся демонстрировать экспериментаторский дух, другие всегда отдают предпочтение классическому дефиле. Кто прав? Тот, на чьей стороне зритель.

У видов искусства — особые отношения. Они соединяются и существуют в форме симбиоза, или соревнуются между собой, или одно черпает вдохновение в другом. Почти как люди. Потому что за каждым видом искусства стоит человек, а за каждым взаимодействием искусств — взаимодействие людей. В любом случае, когда разные виды искусства
объединяются, рождается нечто новое. Именно поэтому взаимопроникновение искусств стало знаковым в мире подиума, ведь «новизна» — второе имя моды.

Против равнодушия

Модные показы массово заговорили на языке перформанса в 1990‑х годах. Вдохновляясь новым изобразительным искусством, кинематографом, современным театром и самим духом времени, модельеры преображают традиционный подиумный показ в удивляющее и порой эпатирующее представление. «The Show Must Go On» — так звучит гимн эпохи.

Александр Маккуин, Джон Гальяно, Иссей Мияке
и многие другие дизайнеры делают показы более зрелищными и концептуальными, наполняя их визуальными эффектами и дополнительными смыслами. Модельеры всё больше увлекаются театральными приёмами, используют все возможности света и музыки во время дефиле, придумывают самые необычные декорации и выбирают странные и порой небезопасные места для проведения показов. Всё это поначалу привлекает лишь небольшую
часть публики — тем не менее, видя этот «неошеломительный успех», кутюрье продолжают воплощать свои задумки. Почему?
Модельеры ставят не на количество зрителей —
а на количество эмоций, которые они испытают.
Многие ли готовы прийти в полночь в заброшенный отель, чтобы посмотреть дефиле, во время которого их обрызгают краской?

Определённо, немногие. Зато все, кто придут, будут ещё долго говорить об этом, рассказывать другим, вызывать волну интереса. А вот равнодушных — не будет.

Икона перформанса: Маккуин

Александр Маккуин — четырежды «лучший британский модельер года» — изящно и искусно эпатировал публику, начиная с 1994 года…

Александр Маккуин

1998 год. Транспортное депо. Заснеженная пустыня. Вой ветра и волков — в качестве звукового сопровождения. Так Маккуин переносит на подиум сцены из «Сияния» Стэнли Кубрика, снятого по книге Стивена Кинга. И вызывает у зрителей трепет не меньший, чем фильм Кубрика и роман Кинга. 1999 год. Все ждут появления супермоделей — это их эпоха! — но на подиуме, из отверстий в полу, медленно поднимаются прозрачные манекены. Демонстрация одежды на манекенах отсылает нас к самому началу — к зарождению модных домов, но в конце XX века эта идея обретает новизну и смелость: все ждут одного — а получают противоположное.  Ещё одна сенсация 1999‑го: шоу «Без названия», вошедшее в историю моды благодаря двум экспериментаторским находкам (или выходкам) Маккуина: прозрачному подиуму, наполненному изнутри чёрными чернилами, и потоку воды, хлынувшему на моделей.

Легенды перформанса: Гальяно, Чалаян, Мияке

Под своды Аустерлицкого вокзала въезжает поезд, из него выходят девушки в эпатажных костюмах, и пространство вокруг быстро преображается в берберский базар — всюду корзины с финиками и апельсинами, рыжий песок и пальмы. Так проходит показ Джона Гальяно «Diorent express».
Коллекция осень-зима 1998/99.

Фото с показа Александра Маккуина

Два робота на глазах у публики разбрызгивают краску на белое платье модели. 1998

Гостиная постепенно заполняется моделями: они снимают с мебели чехлы, надевают их на себя, и даже кофейный столик вдруг превращается
в юбку. Концептуальный показ от Хуссейна Чалаяна.
Коллекция весна-лето 2000.

Люди, одетые в чёрное, меняют форму платьев на моделях прямо во время показа и выкраивают новые элементы костюмов на полу сцены. Показ
Иссей Мияке. Коллекция осень-зима 2011.

Модельеры ставят не на количество зрителей — а на количество эмоций, которые они испытают

Все перформансы объединяет одно: это не просто показы ради показов. Одежда во время модных перформансов не то чтобы уходит на второй план — просто «как» становится не менее значимым, чем «что». Как модельер представляет свою коллекцию — теперь важная характеристика и самого
дизайнера, и коллекции, и Модного дома.

Предтечи перформанса: Куант, Дафф-Гордон, Cкиапарелли

Показ Иссей Мияке, Коллекция очень-зима 2011

Желание «показать не так, как другие» возникло
примерно тогда же, когда и желание «сшить не так, как другие». Ещё на заре модных показов, в 1910‑х годах, леди Люси Дафф Гордон — основательница модного дома Люсиль — устраивала театрализованные дефиле, во время которых модели разыгрывали небольшие сценки. Также Люси была первой, кто придумал демонстрировать одежду в танце — этим приёмом модельеры по всему миру пользуются до сих пор, достаточно вспомнить стептанцовщиц на показе Рика Оуэнса в 2014 году.

После Люсиль идею движения подхватили дизайнеры Эльза Скиапарелли и Мэри Куант. Модели у Скиапарелли в конце 1930‑х спускались из окон по приставным лестницам и танцевали самбу, у Куант в 1960‑х — прыгали и бегали под звуки джаза. Обеих — с разницей почти в 30 лет! — критики назвали революционерками от моды. Так были заложены основы современного модного перформанса.

Каждое десятилетие один-два модельера отваживались на эксперименты, то превращая дефиле в презентацию «на космическом корабле», то используя
в качестве декораций огромных картонных носорогов. Но только в 1990‑х искусство модного перформанса заявило о себе наиболее ярко. Show Must Go On…

Experiments must go on

Показ Пьера Кардена, Гансу, 2008

Сегодня многие Дома мод пусть и не делают окончательного выбора в пользу перформанса, но всё же включают в свои дефиле необычные элементы, способные вызвать у публики трепетное чувство: нам показывают что‑то новое! Это выражается в экспери-
ментах как с пространством для дефиле, так и непосредственно с моделями, демонстрирующими коллекции. Безбровые модели на показах Balenciaga и Prada или накладные брови с кристаллами на показе Chanel. Показ в пустыне от Pierre Cardin
или на Великой Китайской стене от Fendi. Модели в огромных вакуумных пакетах, неподвижно демонстрирующие платья от Iris van Herpen. Обеденный стол, превращённый в подиум, для Dries van Noten…

Показ FENDI на Великой Китайской стене, 2008

В чём же цель? Она — одна, хоть её и сложно выразить одним словом. Воздействовать, давать импульс к размышлению, вдохновлять, интриговать, поражать. Наконец, удовлетворять жажду новизны — в том числе у самых искушённых зрителей. Во время перформанса зрители более причастны к действу. Мы словно становимся участниками некой непредсказуемой истории, которая интригует, призывает анализировать и зарождает любопытство: что дальше? Если представление вызывает резонанс и служит определённым манифестом, дизайнер перестаёт быть только
дизайнером, он воспринимается как смелый художник, а его наряды при этом обретают новый статус.

Полёты под куполом, видеоинсталляции, невероятные образы, величественные слоны, акробаты и сказка, покорившая и изменившая мир…
Это — показ новой трендовой коллекции ESTEL. И это — больше, чем показ.

Каждый год ESTEL бросает вызов устоявшимся канонам и проводит показы своих коллекций в уникальном формате. Зачем? Представить новые образы — задача априори. Верхушка айсберга. Открыть перед зрителями свой мир — вот настоящая цель ESTEL. Рассказать о самом сокровенном и ценном. Протянуть невидимую нить к зрителю. Дать возможность человеку прислушаться.

В первую очередь — прислушаться к себе. К своим мыслям и ощущениям.

Каждое шоу ESTEL — это перформанс. Это многомерная и многогранная — по форме и содержанию — история, в которой современные мультимедийные средства работают на раскрытие темы, а никак не наоборот. Каждую такую историю можно долго расписывать, анализируя драматургию и скрытые аллюзии. А можно изложить смысл одной фразой.
Потому что внутри каждого шоу ESTEL — масштабного, сверхсовременного, завораживающего — всегда лежат простые и великие ценности.

Шоу GRAVITATION создано для того, чтобы чувствовать

2014 год. Шоу R&G. Свобода выбора есть у каждого.

2015 год. Шоу AMORE. Вера, надежда и любовь — то, что невозможно отнять у человека.

2016 год. Шоу GRAVITATION. Не нужно бояться смотреть на мир глазами ребёнка, не нужно бояться эффекта притяжения — когда одна душа тянется
к другой.

Каждый год ESTEL бросает вызов устоявшимся канонам и проводит показы своих коллекций в уникальном формате

Впрочем, чтобы лучше понять GRAVITATION, достаточно перечитать «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: в основе шоу лежат те же общечеловеческие, глубокие и понятные каждому ценности, которыми наполнена знаменитая сказка-притча и которые разделяет ESTEL. GRAVITATION — это история о притяжении между людьми во всех его проявлениях. О любви, дружбе и поиске себя в нашем огромном, разнообразном, чудесном мире.

Форма перформанса, выбранная ESTEL, сочетая театр и цирк, видео и музыку, моду и парикмахерское искусство, сказку и реальность, взрослое и детское восприятие мира, уводит зрителей дальше, гораздо дальше, чем классическое дефиле. Шоу GRAVITATION создано не только для того, чтобы смотреть. Оно создано для того, чтобы чувствовать. Несомненно, GRAVITATION рассказывает о многом и многое показывает, но главными здесь остаются чувства. Потому что зорко одно лишь сердце, самого
главного глазами не увидишь…

Материалы
по теме