Цвет как эмоция. Цветовые миры Марка Ротко и Джексона Поллока

Ими восхищаются и их не понимают. Их изучают в университетах и о них говорят : «Я тоже так могу !». Они способны вызывать чувство тревоги вплоть до депрессии и эмоциональный подъём вплоть до эйфории. Их ценность возрастает год от года, и год от года люди задаются вопросом : « Почему эти полотна являются самыми дорогими в мире ? »

Действительно, почему ? Почему произведения Марка Ротко и Джексона Поллока вызывают столько споров, столько вопросов, столько эмоций ?
Весь секрет — в цвете.

Без названия

(Фиолетовый, черный, оранжевый, жёлтый на белом и красном)

Марк Ротко, 1949

Холст, масло

207*167,6 см

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

www.guggenheim.org

Марк Ротко и Джексон Поллок входят в число самых провокативных и самых влиятельных художников XX века, они возглавляют торги аукционов Sotheby's и Christie' s и не покидают разум тех, кому довелось хоть раз соприкоснуться с их полотнами.

Поздние работы Ротко и Поллока, созданные художниками после 1940‑х годов, изменили мир
живописи и в полной мере продемонстрировали,
на что способен цвет. Отошедшим от изображения предметов художникам с помощью одного лишь сочетания оттенков удалось вызвать у зрителей и потрясение, и надежду, и чувство одиночества, и ощущение абсолютно детской свободы. Цвета на картинах Ротко словно парят — они отделяются от холста и приближаются к зрителю, чтобы пробуждать отклик в самой душе. Цвета на картинах
Поллока хаотично кружатся, петляют и уводят
вглубь полотна — в поисках гармонии.

В нашей индустрии так же существует взаимосвязь между цветом и эмоцией, как и в художественном искусстве. Каждое окрашивание, созданное вами, увидит бессчётное число зрителей, начиная с клиента. Что почувствуют все эти люди, увидев цвет, созданный вами ? Любой оттенок, натуральный или необычный, может вызывать как положительные, так и негативные эмоции — это зависит от многих факторов, главный из которых : ваше мастерство владения цветом. Создавая цвет — вы создаёте настроение.

Мне интересно только выражение человеческих эмоций. Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их.

Марк Ротко

Марк Ротко в своей студии

Они оба учились живописи в Нью-Йорке. Оба долгое время находились под вилянием сюрреалистов, но со временем обрели собственные « голоса » и создали новаторские манеры письма : Ротко — живопись цветового поля, Поллок — льющуюся технику или дриппинг-метод. Ещё одно сходство двух абстракционистов : оба предпочитали работать
на холстах огромного размера, часто расстилая
их прямо на полу. Ротко объяснял это так : « Я хочу быть глубоко личным и задушевным. Если пишешь маленькую картину, то выводишь себя за рамки собственного опыта. А стоит написать картину большого размера — и ты внутри него ». Поллок испытывал похожие эмоции : « Так я чувствую себя ближе к живописи, её частью, буквально внутри неё ».

Если техника Ротко основывалась на продуманности в сочетании оттенков и расположения цветовых блоков, то художественная манера Поллока кажется « игрой случая »: он лил и разбрызгивал краску по холсту, двигаясь вокруг него, словно в ритуальном танце. Однако сам художник считал, что в экспрессии всегда кроется логика, и его картины — продуманны и лишены спонтанности.

Джексон Поллок в мастерской в Спрингс (Ист Хэмптон), Фото Ханс Нумат, 1950

В индустрии красоты творчество — на первом месте, и оно может быть разным. Смешивая колористические коктейли, открывая салоны с уникальной концепцией, создавая авторские техники, мы двигаем вперёд индустрию, двигаемся сами, двигаем мир. Выучив правила,
не бойтесь их нарушать и делать по‑своему.
В парикмахерском искусстве возможны революционные открытия, равные тем, что совершили в живописи Поллок и Ротко. Открытия, выходящие за рамки привычного. Так, ещё недавно катионоактивная краска для волос казалась чем‑то нереальным — а сегодня на ней рабоают в салонах красоты. Именно новаторство делает наше завтра непохожим ни на вчера, ни на сегодня.

Если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, лёгкость того, как ты берёшь и отдаёшь.

Джексон Поллок

Чистота цвета. Чистота творения. И, наконец, чистота восприятия. Вот к чему, каждый своим путём, шли Ротко и Поллок. Используя силу цвета, они
экспрессивно, полностью отдаваясь творческому процессу, создавали свои полотна и ждали от зрителей только одного : бесстрашного и свободного
восприятия. Просто наблюдайте, подойдя максимально близко,— призывали художники — и картина даст вам то, что способна дать. Цвет позволит совершить « непредсказуемое путешествие в неизвестный мир » собственных эмоций.

Без названия (Зеленое серебро) Джексон Поллок, 1949

Бумага на холсте, эмаль и алюминиевая краска

57,8*78,1 см

Музей Гуггенхайма , Нью-Йорк

www.guggenheim.org

Поллок и Ротко создавали свои произведения
не для истории и не для студий, а для людей,
чья реакция была для них главной ценностью.
Художники верили, что искусство должно выражать жизнь посредством эмоций, и главный инструмент в этом — цвет.

Искусствоведы сходятся в том, что живопись
цветового поля Ротко и дриппинг-метод Поллока — не о том, какие эмоции может вызвать цвет, а о том, как художник может покорить цвет и заставить его так действовать на зрителя. Ротко и Поллок достигли потрясающего, почти сверхъестественного владения цветом, что дало начало новым направлениям в современной абстрактной живописи. И новому восприятию мира.

Кто сказал, что вы не можете достичь того же в индустрии красоты ? Работа с цветом затрагивает многие творческие профессии, но если модельер или дизайнер интерьера могут позволить себе раз от разу успешно сочетать чёрное и белое, то стилист, находясь в эпицентре жизни, работая с клиентом максимально близко, должен быть « вооружён » всеми красками мира. Парикмахерам необходимо понимать и чувствовать цвет во всём его многообразии.

Знать и интуитивно ощущать, как с ним работать, как воздействовать
с помощью него на сознание и настроение клиента, как самовыражаться и помогать в самовыражении. И тогда, без преувеличения, вы измените мир.

Материалы
по теме