Эмоциональный интелект в работе - как управлять бизнесом, управляя собой

Бизнес-тренер, практик с 17‑летним опытом, тренер тренеров и партнёр по развитию сотрудников ESTEL с 2013 года. Эксперт в области управления,
переговоров и развития эмоционального интеллекта.

УПРАВЛЯЕШЬ ЭМОЦИЯМИ — УПРАВЛЯЕШЬ БИЗНЕСОМ
Эмоциональный интеллект — это способность осознавать, что происходит с тобой и что происходит с другими. А осознав, управлять своим состоянием и влиять на состояние окружающих. Сергей Калиничев разъясняет, чем уверенность в себе отличается от самоуверенности, как можно относиться к ошибкам и как работает похвала. Всё то, без чего руководитель сам создаёт трудности, которые потом преодолевает.

Уверенность в себе или самоуверенность

Чтобы лучше управлять своим бизнесом, нам нужно лучше управлять своими решениями и действиями. А наши решения и действия напрямую зависят от наших эмоций. Но управлять эмоциями и контролировать их — совсем не одно и то же. Контролировать, это подавлять и прятать. Для бизнеса это лучше, чем резко реагировать на происходящее, но это наносит вред нашему качеству жизни и здоровью. Никому такого не пожелаешь. А вот чтобы управлять своими эмоциями, не подавляя их, нужно для начала вспомнить и начать ощущать, что «с нами всё в порядке». Заметьте: не У НАС, а С НАМИ. «У нас всё в порядке» — это вокруг нас, с нашими родственниками, домашними животными, машиной, одеждой, заработком. Накопление внешних доказательств «у меня всё в порядке» ведёт нас в самоуверенность, которая делает нас надменными и заносчивыми. Откуда
это у нас? Конечно из детства. Мораль и осуждение, заложенные в наше воспитание, с самого детства создают в нас сомнение — всё ли с нами в порядке (достаточно ли мы хороши). Неприятное сомнение. Отсюда
непреодолимое желание протестовать и доказывать обратное — со мной всё в порядке! Отсюда желание не быть самим собой, а поддерживать искусственный и идеальный образ себя. Поддержание такого образа —
очень затратное действие, которое нас обесточивает, делает агрессивными и оторванными от реальности. Вместо того чтобы заниматься развитием своего бизнеса, вовлекая свою команду, мы направляем свою энергию на доказательства того, что мы не хуже других людей, или даже лучше. Просто чтобы не ощущать себя «не в порядке».

А вот состояние «со мной всё в порядке», это когда мы не считаем себя каким‑то неправильным человеком и понимаем, что внутри нас всё устроено так, как и должно быть. Это основа спокойствия и настоящей уверенности в себе. Пока мы не научились любить себя, нам приходится компенсировать недостаток внутреннего равновесия действиями, которые направлены НЕ на развитие нашего бизнеса.

Чтобы создавать настоящую пользу и вдохновлять сотрудников, нужно любить людей. А для этого необходимо полюбить себя. Любого. Всегда. И здесь нужно понимать, что любовь к себе и эгоизм — не одно и то же. Это прямо противоположное.

Отношение к ошибкам

Одна из наших базовых задач, как руководителей, понимать — мы живые и нам свойственно совершать ошибки. Мелкие и крупные. Много раз в день. Но наши ошибки не делают нас хуже. Я могу себя уважать и любить, несмотря на бывшие и будущие ошибки. Принятие самого себя — вот путь к осознанию, что с тобой всё хорошо. Иногда оно выражается в простой поддержке самого себя, иногда — в спокойном принятии и признании какого‑то ошибочного действия. Да, в нашей культуре мы приучены к самокритике. Как будто через осуждение мы становимся лучше. Но! Ругая себя, мы направляем творческую энергию в оправдания. Значит, повторение ошибки неизбежно, потому что мы не увидели, как сами к ней пришли. Любая наша ошибка не внезапна. Я не поговорил с клиентом об уходе за волосами? Не поговорил. Стоит мне считать это ошибкой? Стоит! Я просто забыл? Нет, неправда. Если я заинтересуюсь, то смогу увидеть моё внутреннее сопротивление к таким беседам. Откуда оно у меня? Хороший вопрос!

Чтобы извлечь урок, нужно просто увидеть, как это произошло, как мы к этому пришли шаг за шагом. А для того, чтобы это выяснить, нужно перестать себя ругать и оправдывать. Нужно искренне заинтересоваться. Очень непривычно, но очень полезно для бизнеса. Тот же механизм действует с нашими сотрудниками. Вы будете удивлены, но нет смысла ругать сотрудника за его ошибку или спрашивать его, почему она произошла! Мы можем поговорить с ним так, чтобы он увидел это событие, как ошибку,
но не корил себя, а проявил интерес и сделал выводы. Это достигается через внимание к своему состоянию, которое до других людей доходит через наши слова, тон голоса, выражение лица и жесты. Нам, как руководителям, придётся изменить своё отношение к происходящему, выйдя за рамки примитивной оценки «хорошо/плохо». Снижая осуждение себя, мы снижаем давление на окружающих, а они, в свою очередь, начинают вспоминать про свою ответственность, а не играть в детей, которые хитрят и оправдываются.

Как работает похвала

Для большинства успешных руководителей очевидно — простая и искренняя похвала может ощутимо повысить мотивацию сотрудника к работе. Но зачастую похвала приносит не меньше вреда, чем пользы. Всё дело в её качестве и способе применения.

Мы понимаем, что обезболивающее и лекарство не одно и то же, и поэтому они не взаимозаменяемы. Лекарство борется с причиной болезни, а обезболивающее приносит временное облегчение. То же самое можно сказать о похвале. Когда мы хвалим сотрудника — это обезболивающее. А вот когда сотрудник сам хвалит, вдохновляет и поддерживает себя — это лекарство. Наша задача как руководителей — научиться их различать и использовать по назначению. Потому что мы не можем повысить уверенность человека в себе, просто хваля его. Можем только на время
компенсировать его неуверенность и расстроенные чувства.
Поэтому использование обезболивающего (внешней похвалы) необходимо, но недостаточно для роста мотивации сотрудника. Применять его лучше всего в сочетании с лекарством — развитием умения человека создавать самому себе хорошее настроение. Например, когда человек принимает решение научиться по‑настоящему получать удовольствие от своей работы и от искренней заботы о клиенте.

Чтобы создавать настоящую пользу и вдохновлять сотрудников, нужно любить людей. А для этого необходимо полюбить себя. Любого. Всегда

Многие руководители понимают, что лучше всеми способами уходить от оценки личности и сравнения себя с другими. Поэтому, когда мы говорим сотруднику «молодец!», мы поднимаем ему настроение, но в то же время оказываем ему и бизнесу «медвежью услугу». Ведь после этого он в своей работе будет ориентирован не на заботу о клиенте и салоне, а на то, чтобы угодить руководителю и соперничать с коллегами. Гораздо эффективнее вместо «умничка», «мододец», «звезда» и тому подобных обобщённых характеристик личности использовать похвалу типа «хорошая работа!», «отличный результат!», «ты справилась!», «как умело ты предложила клиенту шампунь!» и тому подобные слова, фокусирующие человека на хорошем выполнении работы. 

То же самое с «лекарством». Наша управленческая задача — помочь сотруднику научиться поддерживать своё хорошее настроение, хваля себя за вклад и принесённую пользу без сравнения с другими. 

Всё, о чём мы тут говорим,— это о взрослении и о росте зрелости команды. Ради развития бизнеса нам нужно перестать быть папочкой/мамочкой для своих сотрудников и помочь им сместить фокус внимания с себя на получение удовольствия от заботы о клиенте и салоне. А это возможно только тогда, когда человек научился себя любить и поддерживать.

Материалы
по теме