Здесь особенно чётко понимаешь, что парикмахерский бизнес — это бизнес с душой. Аутентичный, атмосферный, эмоциональный и почти семейный: потому что люди, посвящающие себя общему прекрасному делу, становятся не просто друзьями, они становятся семьёй.

Салон-лауреат премии TOP SALON ESTEL 2016: «DEIN FRISEUR»

«Dein Friseur», что переводится как «Ваш стилист»,— один из самых оригинальных салонов красоты Лейпцига. Каждого, кто приходит сюда впервые, неизменно ждёт удивление: «Это один салон… Или несколько — в одном?» 

Каждый сотрудник «Dein Friseur» привнёс в него часть своей души  - а общая философия объединила индивидуальные комнаты в пространство, полное гармонии, уюта и любви к своему делу.

Сузан Кристэн — идейный вдохновитель, руководитель и мастер «Dein Friseur» — рассказала о пути салона к признанию у клиентов, раскрыла его концепцию и миссию, а также поделилась эффективными инструментами развития в сфере салонного бизнеса.

Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы попали в индустрию красоты?

С чего бы начать? Меня зовут Сузан Кристэн, мне 36 лет, и у меня есть любимое дело: салон красоты «Dein Friseur» в Лейпциге. (Улыбается.)

А вообще мой путь в индустрии начался, наверное, как у всех: с учёбы. Обучаться мастерству я начала в 1997 году, после этого работала парикмахером, получила диплом магистра.

Вы учились в Лейпциге?

Нет. Я проходила обучение в Цвиккау, это такой небольшой городок около Лейпцига. Там‑то всё и началось, в одном очень маленьком салоне красоты. У его руководителя была своя школа, и знаете, я могу сказать, что обучение, которое я прошла, было очень серьёзным, даже строгим, при этом увлекающим и очень интенсивным. Мне кажется, прекрасное образование и практику можно получить даже в небольших городах, главное, найти людей, которые неравнодушно относятся к своему делу и готовы делиться тем, что знают и умеют сами.

А как вы пришли к идее, что вам пора открывать свой бизнес?

Можно сказать, что обстоятельства так сложились. Это произошло в 2012 году. В то время я работала администратором и управляющей салона. Это был крохотный салон, всего 30 квадратных метров, в ТЦ Media City Leipzig, рядом с «Mitteldeutscher Rundfunk» (телеканал «Общественное вещание центральной Германии» — прим. ред.). Мне очень нравилось там, я относилась к этому салону как к своему собственному, и клиенты это замечали. Им было приятно, что я посвящала им всё своё время, давала индивидуальные советы и общалась с ними в непринуждённой, дружеской атмосфере. Клиенты полностью разделяли со мной любовь к этому салону, потому что он был маленьким, уютным и обладал особым шармом.

И вот однажды мой босс спросил, хочу ли я выкупить салон. У меня было 1,5 недели на принятие решения, и, конечно же, я сказала «да»! И ни дня не пожалела об этом!

А потом Марко Блуме, мой сегодняшний коллега и просто необычайно талантливый человек, предложил мне работать вместе. Когда Марко присоединился ко мне, мы поняли, что нам нужно новое помещение — нужно больше пространства. Так и появился наш «Dein Friseur».

Сколько лет существует «Dein Friseur»?

С 1 декабря 2014 года.

Комната для каждого из нас, что‑то наподобие творческого кабинета, где мы можем быть собой, чувствовать себя комфортно… Ведь когда мастер чувствует себя хорошо, это передаётся и клиенту

Что‑то менялось на протяжении этих трёх, почти четырёх лет? Или сейчас вы работаете ровно в том салоне, в котором начинали?

Вы знаете, это всё тот же самый салон! Единственное, что менялось и продолжает меняться в течение этих лет: количество клиентов. Их у нас становится всё больше и больше. (Улыбается.)

Расскажите о концепции вашего салона. Она действительно очень необычная. Как она появилась?

Мы с Марко мечтали, что у каждого из нас будет своё пространство, оформленное в соответствии с нашими вкусами. Комната для каждого из нас, что‑то наподобие творческого кабинета, где мы можем быть собой, чувствовать себя комфортно… Ведь когда мастер чувствует себя хорошо, это передаётся и клиенту.

Наш арендодатель в Media City поддержал наши начинания и подыскал нам чудесное помещение на третьем этаже. Это было взаимовыгодное решение: он не хотел с нами расставаться, а мы не хотели куда‑то уезжать и, тем самым, доставлять неудобство нашим клиентам. Вначале, если честно, у нас не было никакой особой концепции. Только мысль об отдельных комнатах, выражающих наши индивидуальности. От этого мы и оттолкнулись.

И знаете, «Dein Friseur» стал именно таким благодаря тому, что Марко — невероятно талантливый человек, настоящий ремесленник в самом хорошем смысле этого слова, и прекрасно разбирается в дизайне интерьера. Я дала ему полную свободу действий! Мы обсуждали детали, он творил, и мы вместе создали наше детище, как мы с любовью называем салон.

Если бы вас попросили описать свой салон пятью словами, то какие это были бы слова?

Наш салон индивидуальный, в стиле ретро, но современный, очаровательный, прелестный, спокойный и просто настоящий… Ой, боюсь, получилось больше, чем пять слов… (Смеётся.)

От концепции давайте перейдём к миссии. Как бы вы сформулировали миссию вашего салона?

О, это очень просто! (Смеётся.) Наша миссия заключается в том, чтобы и наши клиенты, и мы сами хорошо проводили время. «Dein Friseur» приветствует вас как друг, дарит хорошее настроение, хорошее самочувствие, хорошие эмоции. «Dein Friseur» удивляет вас, и вы уходите домой с радостной улыбкой на лице. И всё, что я сейчас сказала, в полной мере относится как к клиентам салона, так и к сотрудникам. Именно это я чувствую, когда прихожу на работу каждый день.

Коллектив у нас действительно небольшой, и мы не стремимся его расширять. Хотя всякое может случиться. (Улыбается.) Просто мы считаем, что «больше» не всегда значит «лучше».

Вы изучали рынок перед тем, как открыть салон, или всё сделали так, как хотелось именно вам?

Конечно, я изучала рынок. Очень важно знать среднюю цену на твои услуги, знать, что происходит в твоей сфере. Но, как я уже говорила, у нас вначале не было чёткой концепции. Мы просто хотели хорошо делать свою работу, как всегда мечтали. Мы основывались на собственном опыте и просто знали, какой салон хотим получить.

И это сработало, ваш салон был отмечен наградой TOP SALON ESTEL в 2016 году. Что для вас это значит?

Мы просто счастливы и так гордимся этим! Для нас эта награда — то же самое, что мишленовская звезда для шеф-повара. Это доказывает, что вся тяжёлая работа, все эти долгие вечера, всё это было не напрасно. Наш труд увидели, отметили, и, что особенно ценно, сделали это клиенты. Это значит, что мы на правильном пути, и у нас есть стимул идти по нему дальше. Награда мотивировала нас и сплотила ещё больше как команду.

Расскажите о клиентах вашего салона. Какие они? Разные… но ведь что‑то наверняка их объединяет?

«Dein Friseur» живёт по принципу сарафанного радио: нас рекомендуют друзьям и знакомым. Поэтому вначале нашими клиентами были в основном люди, работающие в Media City, но потом список расширился, благодаря отзывам довольных клиентов. Сейчас мы обслуживаем сотрудников телеканала (Mitteldeutscher Rundfunk — прим. ред.), людей, живущих по соседству, и модных студентов. У всех у них есть общая черта: они чувствуют, что здесь их понимают, и что в нашем салоне они в надёжных руках.

Вы помните самого первого клиента вашего салона?

Да! Вначале мы снимали на полароид всех, кто приходил к нам. Сейчас эти снимки висят на стене — это очень приятная память.

Я правильно понимаю, что сейчас ваш коллектив состоит из трёх человек?

Да. В салоне работаю я, Марко Блуме, который совмещает обязанности мастера и главного администратора, и Лиза Зенгер — она пока стажёр, но её испытательный скоро заканчивается. После этого она продолжит работать в нашем салоне, но уже как профессиональный парикмахер. Коллектив у нас действительно небольшой, и мы не стремимся его расширять. Хотя всякое может случиться. (Улыбается.) Просто мы считаем, что «больше» не всегда значит «лучше». И стремимся, так сказать, развиваться не вширь, а вглубь: постоянно узнавать новое, оттачивать свои навыки и умения.

Наш салон индивидуальный, в стиле ретро, но современный, очаровательный, прелестный, спокойный и просто настоящий…

В небольшом коллективе, как мне кажется, с одной стороны, проще работать, но с другой — сложнее… Вы установили какие‑то правила поведения для себя, Марко и Лизы?

Наши главные правила: больше свободы и индивидуальности. У нас, например, нет дресс‑кода и работы по сменам. Мы ввели гибкий график, что позволяет работать по 40 часов в неделю. Это оставляет достаточно времени для хобби и семьи. По пятницам мы работаем только с 8 до 14, а затем отправляемся на сеанс массажа. На нашем этаже расположен профессиональный массажный салон — они наши деловые партнёры. Субботы у нас свободны или зарезервированы под обслуживание свадеб. Мы очень ценим свободу: ведь это настоящее качество жизни!

При этом у нас все знают о своих обязанностях и, конечно, у нас есть правила, которые мы все соблюдаем. Например: быть на рабочем месте за 45 минут до открытия салона, потому что нужно время на подготовку к рабочему дню.

У нас есть пословица: «Кнутом и пряником». Я так понимаю, что вы, как руководитель, приверженец второго?

Никакого кнута! (Смеётся.) Смесь здравого смысла и дисциплины — вот достоинства хорошего руководителя. Но в нашем салоне нет классических отношений начальник-подчинённый. Мы скорее похожи на трёх соседей, живущих в одной квартире, в данном случае, в одном салоне. Мы просто гордимся нашим мастерством и гордимся тем, что живём своей мечтой. Наша сплочённость как команды очень важна, а отношения честны и прозрачны, и мы очень ценим друг друга и наш салон. 

Мы любим спокойную атмосферу, в которой работаем. Думаю, это очень важно: создать в салоне комфортное и приятное рабочее пространство — ведь зачастую мастер, администратор, да и руководитель не просто работают в салоне, а буквально живут в нём, то есть проводят очень много времени. В расслабленной дружеской атмосфере работа становится истинным удовольствием. Как я уже говорила, качество жизни и свобода очень важны для нас. Хотя мои коллеги трудоустроены и пользуются благами и безопасностью постоянной работы, их рабочий день по‑прежнему напоминает день индивидуального предпринимателя, работающего на себя. Как мне кажется, в этом и есть залог успеха: когда парикмахер относится к своему рабочему месту как к своему маленькому бизнесу.

Стоимость услуг в вашем салоне отличается от средних по городу? Сколько стоит сделать у вас стрижку, окрашивание, укладку?

У нас средние цены. Женская стрижка стоит от 36 до 51 евро, мужская от 26 евро. Окрашивание стоит от 31 до 75 евро, а укладка от 19 до 29 евро.

У вас есть любимые продукты, с которыми вам особенно нравится работать?

Конечно! Наши любимые продукты — это Prima Blonde и Haute Couture Luxury Care от ESTEL.

А какова политика вашего салона в вопросе рекомендаций и продаж домашнего ухода для клиентов?

Уход за волосами и продукты для него, которые клиенты могут использовать дома, — очень важная для нас тема. Да и для любого салона, я думаю. Это неотъемлемая часть нашей работы и даже больше: это наша ответственность. Мы обязательно консультируем наших клиентов и объясняем, почему им нужен конкретно этот продукт, и что он даст их волосам. Затем мы демонстрируем продукт клиенту, и он уже решает, хочет покупать его или нет. Мне кажется, если действовать именно так, без давления и уговоров, а в рамках профессиональной рекомендации, всё будет отлично. Какого‑то неудобства между мастером и клиентом просто не будет возникать.

Очень важно создать в салоне комфортное, приятное рабочее пространство. В расслабленной дружеской атмосфере работа становится истинным удовольствием.

Вы сказали, что новые клиенты появляются у вас благодаря сарафанному радио. А что вы

думаете насчёт рекламы — стоит ли прибегать к ней для продвижения салона?

Мне не пришлось много вкладывать в рекламу. Конечно, сейчас никуда без Фейсбука и других социальных сетей. У нас есть сайт, где клиенты могут прочитать о нас. Также у нас есть визитки… Вот, пожалуй, и всё. Лучшая реклама — это всё‑таки хорошие отзывы клиентов! В качестве некоего инструмента продвижения салона я также вижу интересные мероприятия, объединяющие мастеров и клиентов. Мы, например, планируем организовать курсы «сам себе стилист» для наших клиентов: они смогут принести свои инструменты и средства ухода, а мы покажем простые, но эффектные приёмы: как можно легко уложить волосы, как завить их утюжком и так далее. Должно получиться очень здорово: в субботу утром, с напитками, закусками, общением и неформальной атмосферой…

Какие у вас планы на будущее? Будет ли второй салон?

Недавно мы задумались: какими видим себя через пять лет? Ответ прост: именно такими, как сейчас! Мы не хотим расширяться, это точно. Это не наша история. Мы хотим оставить всё как есть: один салон, стабильный поток довольных клиентов и неизменно превосходное качество работы! Это уже достаточно большая задача по нынешним временам. Жизнь скоротечна. Вот почему я считаю, что очень важно сконцентрироваться на том, что ты любишь. На том, что наполняет твою жизнь смыслом!

Начните с малого, постепенно растите, оставайтесь верны себе, помните о своей цели и идите своим путём! Вот мой совет всем, кто начинает свой парикмахерский бизнес.

Другие
интервью